Конспект комплексного занятия «Гончарное мастерство. Личный опыт: я работаю в гончарной мастерской Ход образовательной ситуации

Ирина Ганагина
Конспект комплексного занятия «Гончарное мастерство»

Конспект составлен и проведен в рамках инновационного проекта

"Организация сетевого взаимодействия и социального партнерства через создание мобильных центров этнографической направленности"

Организованная образовательная ситуация

Тема: «Гончарное мастерство»

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с районами Кубани, где занимаются гончарным ремеслом.

Сформировать у детей интерес к кубанским ремеслам.

Развивающие:

Развиватьу дошкольников эстетические качества.

Формировать и закреплять умения различать глиняные предметы обихода, знать их назначение, свойства и качества.

Формировать умение ориентироваться на карте Краснодарского края.

Закрепить приемы лепки и обработки изделий из глины.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к культуре и традициям кубанского народа

Воспитывать интерес к профессии гончара.

Оборудование: Карта Краснодарского края, значки, изделия из глины, кроссворд, кувшин с водой, видеофильм «гончарное дело», стаканы для опыта,.

Ход образовательной ситуации

1. Введение в ситуацию

Ребята! Если вы хотите узнать о чем мы сегодня будем говорить, то отгадайте загадки.

В земле я родился,

В огне закалился.

(Горшок)

Он «тесто» в кадке замесил.

Но цель его – не калачи.

Горшок цветочный смастерил,

Потом обжёг его в печи.

(Гончар)

2. Актуализация

Перед вами кроссворд, предлагаю его разгадать и узнать, что здесь зашифровано.

Назовите правильно это изделие? (горшок)

После чего глиняное изделие не пропускает воду. (обжиг)

Какой материал применяют для изготовления керамической посуды? (глина)

Часть сосуда за которую его держат? (ручка)

Материал, которым покрывается глиняная посуда для большей прочности? (глазурь)

Название этой глиняной посуды? (крынка)

Назовите профессию людей, которые изготавливают керамические изделия. Это … гончар.

3. Затруднения в ситуации

Итак, мы сегодня будем говорить о гончарах и гончарном ремесле. Вы можете об этом рассказать? (нет)

Тогда если вы не против, я расскажу об этом. Более десяти тысяч лет тому назад были изготовлены первые горшки. Люди занимались земледелием и для хранения зерна плели большие корзины. Но зерно высыпалось через щели в корзине и кто – то придумал смазать мокрой глиной внутреннюю часть.

Одна из таких корзин попала в огонь. Деревянные прутья корзины, сгорели, а глиняная часть сохранилась. Более того, она стала твердой. Так, и появился на свет первый глиняный горшок.

Посмотрите внимательно на карту Краснодарского края.

Назовите территорию, которую вы видите на карте. (Краснодарский край, Кубань)

Воспитатель:

На Кубани казаки испокон веков занимались земледелием и различными ремеслами. Одним из них было гончарное. Давайте вместе с вами отметим на карте районы, которые славятся своим гончарными изделиями.

Назовите способы изготовления глиняных изделий и их обработку. (Не знаем)

Как мы можем это узнать? (спросить у того, кто этим занимается - гончара)

Просмотр фильма «Гончарное дело»

Гончарное производство требует трудолюбия, фантазии. Давайте с вами вспомним, как изготавливаются глиняные изделия. (Лепка, сушка, нанесение узора, обжиг, покрытие глазурью)

Я хочу показать вам изделие, потрогайте и скажите, какую обработку оно уже прошло?

(лепка и сушка)

А как вы это определили? (изделие серое, нет узора)

Давайте рассмотрим следующее изделие, что в нем изменилось? (цвет изменился, имеется узор).

Знаете ли вы, чем наносится узор на изделия? (кистью, пальчиком, гребешком)

Какой глиной наносят узор на керамических изделиях? (жидкой, белой и цветной глиной)

Назовите элементы, которые составляют узор? (кружки, полоски, точки, мазки, линии, завитки)

По какому признаку вы определите, какую обработку прошло вот это изделие? (обжиг определяется по цвету черепка – он красно-коричневый, по звуку – звонкий)

А еще после обжига глиняное изделие становится влагостойким и узор не размазывается. Давайте проверим.

Что сделали мастера с этим сосудом? (кроме обжига покрыли глазурью)

Это последний этап, который используют гончары для изделий.

Какие свойства приобретает сосуд после покрытия глазурью? (становится гладким и блестящим)

Итак, мы с вами определили, что глиняные изделия после обжига и покрытия глазурью становятся красивыми, гладкими и прочными. Они не боятся воды и огня. В них можно наливать жидкость, ставить в духовку или печь.

3. Открытие нового и включение в ситуацию

Ребята, вы хотите проверить, верный ли вывод мы сделали? Тогда, давайте проведем опыт и убедимся в этом. Перед вами стаканы. Найдите вылепленные и высушенные стаканы и обожженные и покрытые глазурью, налейте воду и проверьте, что же произойдет, какой из стаканов не пропускает жидкость. Давайте оставим их на некоторое время, а пока давайте вспомним народные пословицы и поговорки о гончарном мастерстве. (дети называют)

Молодцы. А теперь вернемся к опыту.

Что случилось со стаканами?

- (стакан, вылепленный и высушенный, размок, а тот, а с тем, который был обожжен и покрыт глазурью, ничего не случилось.)

Какой вывод вы можете сделать?

4. Осмысление

Вам понравилось наше занятие?

Что было для вас самым интересным? Что нового узнали? О чем расскажете своим родителям?

Публикации по теме:

Интегрированная организованная образовательная деятельность «Расцвели одуванчики» Интегрированная организованная образовательная деятельность «Расцвели одуванчики» с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Задачи.

Организованная образовательная деятельность «Число и цифра 6» Открытый показ организованной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области: «Познание» с интеграцией областей:.

Организованная образовательная деятельность «Я и моя семья» в средней группе Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Организованная образовательная деятельность «Клоун в гостях у детей» Дети сидят на ковре. Воспитатель в костюме клоуна входит в группу с мешком в руках. Клоун: Здравствуйте детишки, Девчонки и мальчишки.

Организованная образовательная деятельность по математике в старшей группе Организованная образовательная деятельность ПО МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ 1. Закрепить счет в пределах 10-ти. 2. Сравнивать.

Мария Колосовская, 26 лет, Москва

«Я творческий человек, окончила Московский архитектурный институт, создавать что-то красивое мне хотелось всегда. Около четырех лет назад я наткнулась на фотографию Люси Ри — лондонского керамиста. Меня очаровал ее образ и работы, которые она делала. Когда я поняла, что у глины и глазурей есть большой спектр возможностей, это меня буквально захватило. Выставка в Пушкинском музее, посвященная японской керамике раку, поразила меня своей эстетикой, откликнулась во мне.

Вначале цели не было, мне просто нравилось касаться глины, наблюдать за тем, как взаимодействуют между собой глазури. Сейчас я работаю в технике раку, но конкретное направление я за собой не закрепила, мне нравится много техник, нравится их совмещать между собой — люблю эксперименты.

Курс по керамике в Строгановке у художника Анны Капыриной научил меня свободе в отношениях с глиной и глазурями. Также я обучалась в художественной школе в Италии, брала отдельные курсы в Строгановке и, конечно же, занималась сама.

Керамическое образование — дорогое, материалы тоже. Особенно когда ты еще не определился со своим направлением, хочется все попробовать: разные виды глины, разные глазури. Две недели в итальянской школе стоили тысячу долларов, обучение в Строгановке два месяца — 40 тысяч рублей. Один урок в частных мастерских раньше стоил от 800 до 2700 рублей за три часа; килограмм глины в среднем от 40 до 1000 рублей; цены за глазури могут быть очень разными. Один гончарный круг обошелся мне в 75 тысяч рублей, другой — в 35 тысяч. Печь для обжига построил мастер за 120 тысяч рублей. Сейчас можно арендовать рабочее место и печь в мастерской, это очень удобно для тех, кто знает, что хочет, имеет представление о материале и не боится самостоятельного поиска.

У меня были сложности с организацией своей мастерской. Для меня было очень важным найти приятное пространство, и много времени ушло на поиск помещения и его обустройство, чтобы мне нравилось в нем находиться и было приятно и удобно работать. Всю мебель мой напарник делал самостоятельно: полки нужного размера, профессиональные столы. На это ушло много средств и времени.

Самое увлекательное в керамике — это волшебство процесса. Мне нравится, что конечный результат невозможно предугадать, как и любое взаимодействие стихии с человеком. К глине нужен особый подход, ее не получится приструнить, она очень своевольная, с ней необходимо договариваться. Работа с материалами учит смирению, терпению, дает возможность узнать себя лучше. Она также учит быть не привязанной к результату: бывает, вкладываешь в изделие всю душу и много времени, а после обжига или оно выходит из печи битым, или получается совсем не то, что предполагалось, или просто выпадает из рук еще не завершенным и разбивается вдребезги. Хотя в каких-то случаях трещины на моих изделиях оказываются очень уместными, придают живости объекту, дают определенный шарм, иногда я не против них.

Тем, кто заинтересовался керамикой, я бы посоветовала быть свободными, не бояться сделать что-то технологически неправильно, экспериментировать. Если сначала не получается, придумайте что-то свое, вдохновляйтесь другими мастерами, сейчас их легко можно найти в "Инстаграме". Если есть возможность, поезжайте за границу, там могут дать качественный опыт. Каждая страна заряжает своим колоритом, предлагает различные техники. Создайте себе условия, чтобы быть вдохновленными этим процессом, и тогда все будет получаться и в радость».

© Who I Am Gallery

© Who I Am Gallery

© Who I Am Gallery

© Who I Am Gallery

© Who I Am Gallery

© Who I Am Gallery

© Who I Am Gallery

© Who I Am Gallery

© Who I Am Gallery

© Who I Am Gallery

© Who I Am Gallery

Оля Быстрова, 31 год, Петербург

«Я работаю удаленно и много путешествую. В керамике — новичок. Полгода назад в Берлине пошла на короткий курс керамики, где меня научили основным техникам ручной лепки и работе с глазурью. В детстве, как и многие, я лепила, и я помню очень теплые и хорошие ощущения от этого.

Моей целью вначале было попробовать заняться керамикой во взрослом возрасте. Я отлично мастерю вещи, но до студии и занятий все никак не доходила. И вот решила, что пора, надо делать.

Занятия в brsg стоили около 200 евро. Получились первые керамические предметы, сделанные мною от начала и до конца, это было суперприятным переживанием. После этого мне довелось два месяца пожить на Бали. Там я ходила в студию Gaya . Занятие по гончарному кругу в группе стоило 400 тысяч рупий (около 1800 рублей). Я взяла абонемент на 10 посещений за 1 500 000 рупий (6800 рублей), в который входила безлимитная глина и инструменты студии. Обжиг изделий надо было оплачивать отдельно. Пока это самая просторная студия, в которой я когда-либо была, там удивительный свет, и мне было там очень хорошо.

Я сейчас в процессе исследования техник, для меня все это — ментальная практика, в ходе которой я вижу много своих внутренних блоков, учусь управлять эмоциями, отпускать мозг и логику и действовать интуитивно, выходя из привычных границ. Произошло много находок, которые я начала применять в разных аспектах своей жизни, — в общем, для меня это оказалось какое-то важное тактильное занятие, через которое я понимаю некоторые абстрактные концепции типа концентрации, стабильности, отпускания контроля и тому подобного.

Сложностью на текущий момент уже стало не следовать стандартным очевидным техникам и пробовать делать что-то неожиданное и незапланированное. Также для меня сложно делать простые вещи, сразу хочется начать делать что-то "особенное". А на самом деле оказалось кайфом некоторое время остаться в формате очень простой чашки и попробовать сделать разные вариации, обжечь их, глазуровать и потом попить из них кофе. Так я смогла прочувствовать, как работает мелкая, еле заметная тактильность вроде характера фаски на кромке чашки. Это один из примеров.

Дальше мне интересно поэкспериментировать с обжигом. Как сказал мне опытный керамист, работы которого мне нравятся, you have to know how to cook clay to make it delicious ("ты должна знать, как приготовить глину, чтобы сделать ее вкусной").

Желающим попробовать я бы посоветовала выбрать время и попробовать, это важный шаг. Возьмите пару уроков — ручная лепка, гончарный круг, потом купите абонемент и попытайтесь позаниматься без учителя, это интересный самостоятельный опыт. Главное — не бойтесь, это доступно для всех».

Маша Егорова, 26 лет, Москва

«Я занимаюсь керамикой около трех лет, но впервые об этом задумалась еще подростком, когда решила сделать себе сервиз. Вскоре эту мысль я отбросила как что-то невоплотимое. А когда мне было 22 года, я просто решила посмотреть курсы по керамике — и так попала на занятие в Терлецкий лесопарк к своей первой преподавательнице.

Это совпало с учебой в . Поэтому исключительно как ремесло меня керамика уже не интересовала. Интуитивно хотелось, чтобы это так или иначе соединялось с современным искусством.

Я пришла заниматься на кругу, но после второго занятия поняла, что хочу работать больше, так я перешла на ручную лепку, раскатывала пласты из глины, склеивала большие куски.

Училась я мало, сразу начала делать дома что-то сама. Позже я ходила обжигать свои предметы в мастерскую в центре Москвы, где познакомилась хорошим мастером, которая дала мне пару уроков по глазурям и их химическим соединениям. Теперь мне уже часто пишут, что хотели бы прийти ко мне полепить/покрасить, поэтому у меня возникают мысли об открытии своей студии, но это отдельный разговор. У меня есть идея, которую нужно проработать, чтобы не стать еще одной классической мастерской, которых сейчас в Москве (спасибо!) очень много.

В прошлом году я купила электрическую печь для обжига небольшого размера. Она стоила около 100 тысяч рублей, это был мой вклад с возврата налога за покупку квартиры. Сколько я трачу на материалы, я пока не пытаюсь сосчитать, просто стараюсь деньги, которые получаю за продажу своих ваз, тратить только в дело. Покупка печи были необходима из-за сложности транспортировки необожженных изделий. Дело в том, что в основное время я работаю дизайнером, поэтому проводить время в отдельной мастерской, к сожалению, не могу. Работаю всегда дома на обустроенной лоджии. Без печи под рукой были бесконечные коробки, газеты, отломанные кусочки, стрессы и разочарования.

Мне было очень приятно, когда я начала получать отклики на свою работу. Я почти сразу сделала сайт, и мне стали писать или в компании говорить: "О, я тебя знаю, ты же делаешь керамические скульптуры!" В общем, когда есть обратная реакция — это вдохновляет на новое.

Керамика и современное искусство у меня всегда так или иначе перекликаются. Сейчас мои скульптуры часто взаимодействуют с fashion-фотографией. В первый раз у меня взяли скульптуры для съемки бижутерии в журнал "Афиша", потом в Blueprint, недавно была история с Sicky. Мне, наверное, нравится такое неочевидное решение для взаимодействия керамики и других визуальных культур. Хотелось бы это развивать.

Я всегда делала не особо утилитарные предметы, поэтому в классических школах-мастерских сложно было найти понимание. Сейчас я хочу развиваться в сторону более концептуального подхода к керамике, идти не только интуитивным путем, но и продумывать историю своей скульптуры до начала работы над ней. Хочу попробовать работать с другими медиумами (музыкой, поэзией, фантастикой, модой) — пока не знаю, в каком виде: как часть самого керамического объекта или просто как вдохновение через другие сферы.

Сейчас керамика — это модное такое ремесло. У меня много знакомых, которые недавно начали заниматься керамикой, но, полепив полгода, бросили. Уже существует столько всего, интернет переполнен красивыми керамическими изделиями. Я не очень осведомлена о керамике как посуде, но мне кажется, главное тут — насмотренность и осмысленность в вопросе, зачем ты это делаешь. Последнее — это то, над чем я сама работаю сейчас. Без насмотренности два пути — отсутствие вкуса и вторичность. Я воспринимаю современный дизайн и искусство как науки, которые изучают контекст, аудиторию, подразумевают определенное исследование. В том числе поэтому определенная художественная чуткость кажется мне самым важным».

© Максим Копосов

© Дмитрий Егоров

© Дмитрий Егоров

© Дмитрий Егоров

© Дмитрий Егоров

© Дмитрий Егоров

© Дмитрий Егоров

© Дмитрий Егоров

© Дмитрий Егоров

Анна Руссова, 43 года, Москва

«Я современный художник, делаю скульптуры и объекты. Керамикой занялась около 10 лет назад. Я долго была в поиске такого материала, с которым, с одной стороны, было бы просто работать, с другой — он был бы достаточно прочным и выдерживал, например, пребывание на улице.

До керамики работала с упаковочными материалами, деревом, бумагой, пенопластом, делала мозаику, отливала скульптуру из эпоксидной смолы — в общем, со всем, с чем только можно работать в домашних условиях, без мастерской.

Однажды родственники отдали мне печь для керамики, очень допотопную и с такой заковыристой инструкцией по использованию, что никто из близких разобраться в ней не смог. Я покрутилась около этой печи и поехала за советом на Верхнюю Масловку, в магазин для керамистов. Раньше там работал такой многим известный суровый дядечка, я его спросила, не продает ли он какой-нибудь книжки, как глину правильно обжигать. Он так посмотрел на меня сквозь очки и говорит: "А не пошли бы вы, девушка, керамике учиться?" Ну, я и пошла. По-настоящему я керамистом себя почувствовала тогда, когда купила собственную печь, а с той я так и не справилась.

Керамика настолько многогранная вещь, такое разнообразие техник, что быть специалистом во всем просто нереально. Я сразу сделала акцент в обучении на ручную лепку, все эти гипсовые формы, литье совсем не мое. И как только я поняла, как делать скульптуру из керамики, я перешла на этот материал.

Леплю я свои объекты из обычной белой глины, раскрашиваю ангобами, покрываю прозрачной глазурью — все совсем просто. Еще я учу керамике детей, и это отдельное удовольствие.

Если совсем углубляться в прошлое, то с керамикой я столкнулась сразу после школы, пока готовилась к художественному вузу. Я искала, где бы подработать, и устроилась в контору, где делали керамику под Гжель. Там меня научили росписи кобальтом и заодно познакомили с полным циклом керамического производства. Потом уже был центр ремесел на Верхней Масловке, затем еще курс у Александра Поверина, известного российского гончара. Сейчас я работаю в мастерской глины "КОМ" , где продолжаю учиться у своих более опытных коллег.

С одной стороны, керамика — вещь довольно бюджетная, особенно если сравнивать с теми же живописцами: глина везде есть, краски можно самим сделать или вообще без них обойтись (такая же история с глазурями), обжигать все это дело можно и в костре. С другой стороны, если вы хотите работать с особыми глазурями, высокотемпературными глиняными массами, тогда вам нужна хорошая дорогая печь. Я на свою печь два года копила деньги. Гончарный круг и другое оборудование для керамических мастерских тоже не самое дешевое. Правда, для того чтобы начать, вам вообще ничего не нужно: когда вы идете учиться, то все материалы вам предоставят, обжиг работ, как правило, тоже входит в обучение. Сегодня в Москве учеба стоит в среднем около 20 тысяч рублей.

Всем-всем керамическим премудростям научиться невозможно: кроме колоссальных исторических традиций, огромного количества разных школ и направлений есть еще и современные технологии. Это такое море информации, в котором легко утонуть. Для меня как раз самое сложное — принять: я столько училась, но все равно так мало знаю и умею. И есть еще вот эта непредсказуемость результата. Ты можешь делать каждый день однотипные работы, одна и та же глина, один и тот декор — и все равно не знаешь стопроцентно, что получится после обжига. Все, что ты сделал до того, как положить работу в печь, — это твое мастерство, а то, что происходит в печи, — магия. Недаром японские и китайские керамисты считают печь священным местом и читают молитвы во время обжига.

Зато каким бы тяжелым ни был твой день, стоит взять глину в руки — и все, ты расслабляешься. Может, и правда Бог создал человека из глины: такой родной материал по ощущениям. И податливость глины в работе меня невероятно покоряет. Иногда кажется, что я не просто леплю вещь, а создаю что-то живое. Оказывается, так приятно "быть Богом": перед тобой бесконечные возможности, практически нет того, что нельзя слепить из глины!

Сейчас у меня стоит задача делать такие объекты, которые будут сочетать в себе керамику и, например, дерево или ткань. И еще новое увлечение и большая любовь — стрит-арт. Не знаю, как в других местах, но в Москве договориться о выставках художнику трудно, а тут ни с кем не надо договариваться, весь город твой, да что там город — весь мир! Для меня это очень перспективное направление, думаю потом плавно перекочевать в ленд-арт. Ну и еще мини-задача — все-таки освоить гончарный круг.

Тем, кто интересуется керамикой, я бы не советовала брать мастер-классы в духе "как сделать тарелку за два часа". Возьмите основательный курс при серьезном учебном заведении — это станет вашей базой».

Виктория Афанасьева, 31 год, Индонезия, остров Бали, Букит

«В 2013 году, после окончания академии имени Строганова, я переехала на остров Бали. По специальности я проектировщик интерьеров, поэтому могла работать удаленно. В свободное время я искала материал, с которым будет приятно работать руками. Пробовала дерево и камни. Но с ними мне не хватало геометрии, которую я очень люблю: дерево, например, живое, в нем нет прямых линий.

Меня очень затянула тема лепки из глины и гончарное мастерство. Я начала погружаться в изучение данной тематики: что делают из керамики, каков процесс обжига и обработка. Так родился мой собственный проект Сeramic bу Ava по созданию украшений из керамики.

Я экспериментировала со специальной глиной Stoneware. Этот материал поразил меня своей универсальностью, с ним можно было делать все что угодно. Но он был недостаточно прочным. А потом я провела около полугода в Мадриде, где случайно набрела на маленький магазин с фарфором. Я купила три больших брикета по 10 кг, привезла на Бали, попробовала и поняла, что фарфор — это именно то, что я так долго искала.

Я начала на практике применять все знания, которые я приобрела в академии. Самостоятельно занималась дизайном ювелирных изделий, моделированием, производством, полиграфией, созданием сайта, упаковкой. С самого начала хотелось сделать все качественно и красиво.

Вначале я делала украшения с крупными элементами из фарфора. Меня очень впечатляли массивные кольца. Но проблема в том, что такие кольца, во-первых, не на каждый день, а во-вторых, их сложно с чем-либо сочетать. В итоге я полностью пересмотрела концепцию своих украшений. Выбрала простые и лаконичные модели, которые захочется надевать в любой ситуации. Так и получились коллекции из украшений геометрических форм с небольшими инкрустациями из фарфора, которые сочетаются с разными стилями одежды.

Три года после переезда обучение мастерству шло гармонично в свободное от работы время и много денег не требовало. После 2016-го, когда я полностью переключилась на свой проект, это потребовало некоторых вложений. Самая затратная часть — собственное производство украшений: 3D-модели, мастер-модели, резинки для изготовления образцов, работа мастера по серебру, который заканчивает каждое изделие. На производство первой партии понадобилось порядка 600 тысяч рублей.

Главные инструменты, которые я использую, — деревянная доска и острые ножи, ими я нарезаю фарфоровые вставки для украшений. Говорят, у каждого шеф-повара есть свой нож, который идеально заточен и ложится именно в его руку. Процесс изготовления моделей для заготовки происходит посредством использования 3D-принтера, дальше по получившимся моделям я отливаю гипсовую форму. Она получается как форма для плитки шоколада, только вместо квадратов на ней геометрические узоры. После этого я заливаю в форму фарфор. А дальше я отдаю получившиеся вставки вместе с эскизами мастерам по серебру, которые завершают работу над украшениями.

Александр Бердин-Лазурский - самарский Билли Миллиган: одни знают его как дизайнера и фотографа, другие - как музыканта, а год назад список увлечений дополнила еще и керамика . Каждый вечер Александр перемещается от офисного компьютера в международной компании к гончарному кругу, чтобы создать новую партию посуды, повысить скилл работы с глиной и фарфором, а затем передать его ученикам. При поддержке проекта «Мастера России» мы поговорили с ним о том, реально ли заработать на гончарном деле, кто выбирает эксклюзивную посуду вместо стандартных чашек из «Икеа», почему керамика состоит из сплошных факапов, а главное - сколько времени понадобится, чтобы стать настоящим мастером.

Оборудование за 260 тысяч и первая идеальная партия

Так уж вышло, что по жизни у меня довольно много увлечений: я фотограф, дизайнер, музыкант, преподаватель, токарь шестого разряда - и это далеко не весь список. Родные и друзья привыкли, что я занимаюсь разными вещами, поэтому когда дело дошло до керамики, никто даже не удивился.

Я увлекся гончарным делом, потому что оно позволяет получить реальную вещь. Одно дело, когда ты месяц разрабатываешь дизайн сайта, а потом отключают свет - и перед тобой ничего нет, а другое - когда в руках настоящий предмет со своей структурой, материалом, весом и формой. Это сильно меня зацепило. Тогда я подумал, что посуда - идеальная вещь, при создании которой я смогу применить все свои дизайнерские навыки.

Я люблю всему учиться сам, без наставников, да и пять лет назад в Самаре не было никого, кто мог бы помочь мне в новом увлечении. Я взял пару уроков в Союзе художников, но быстро понял, что это не то, что мне нужно. Там люди ориентированы на лепку скульптур, панно, картины и витражи. Посуда для них - слишком банально, а для меня даже кружка - огромная загадка, потому что нужно учесть кучу факторов - толщину стенки и дна, кривизну прикосновения к губе, положение ручки и ее форму, теплоемкость, цвет, вес. В итоге, я купил оборудование и устроил мастерскую дома прямо возле кровати - окутал все вокруг полиэтиленовой пленкой и сидел, как Декстер. Жена ночью спит, а я кручу. Гончарный круг и печь обошлись мне в 260 тысяч, но я решил, что это отличная мотивация, чтобы не свернуть назад.

Ответы на любые вопросы я находил в гугле. А вот чатики керамисты начали создавать только сейчас, год назад их еще не было. Первые полгода я делал много всего, но из раза в раз изделия гибли: взрывались в печи, растекались или разбивались во время обточки. Жаль, что я так и не нашел учителя, потому что под руководством профессионала результата можно добиться в десятки раз быстрее.

Сейчас я замечаю, что ребята, которые к нам приходят, через три занятия делают вещи, до которых я дошел только через полгода.

Я люблю рисковать, поэтому никогда не делал пробников: засовывал в печь полную партию, а не каждую кружку по отдельности. В какой-то момент звезды сошлись и все изделия уцелели. Совпала и глазурь, и форма, и цвета. Но оказалось, что самое сложное - повторить свой успех. Я мучался еще месяц - вроде делал то же самое, но ничего не выходило. Пришлось в очередной раз изменить технологию, чтобы получать хороший результат постоянно.

Практически всю посуду в тот момент я раздавал друзьям. Люди часто просят подарить изделие, если видят, что ты что-то производишь. Я с удовольствием соглашался, но предупреждал, что скоро начну делать еще лучше, а подарок уже преподнесен. Друзей это не останавливало, а зря, потому что гораздо выгоднее просить у меня что-то сейчас.

Мастерская и сотрудничество

После девяти месяцев работы в домашних условиях я понял, что пора искать мастерскую. Дело в том, что довольно сложно содержать квартиру в чистоте, когда ты постоянно разводишь и обтачиваешь глину. В голове уже тогда была идеальная картинка: я сижу где-нибудь на первом этаже, кручу посуду на гончарном круге, а мимо проходят люди, которые заглядывают в окна и что-то у меня спрашивают. В итоге все воплотилось.

Однажды ко мне пришла Саша Люлякина, сказала, что закончила гончарную школу в Воронеже и предложила объединить усилия. Я согласился, и мы сняли помещение на Чапаевской, 92 - нашли его через знакомых и довольно быстро. А главное - оно полностью соответствовало моему представлению об идеальной мастерской.

Поскольку я занимаюсь керамикой после основной работы и не могу проводить за гончарным кругом весь день, мы стали искать кого-нибудь крутого, кто мог бы работать в мастерской вместе с Сашей все время. В итоге подружились с девочками из творческой студии Lepco - они лепят руками, а не на круге, так что мы усилили друг друга, стали отличной командой, и теперь я не знаю в Самаре керамической организации основательнее, чем наша.

Сейчас мастерская работает как коворкинг, и мне это нравится. Люди приходят, платят 300 рублей в час и могут пользоваться всеми материалами, которые только видят. Ребята творят, а мы подсказываем, если требуется помощь. Мне кажется, это идеальный способ создать художественную атмосферу для людей, которые занимаются одним делом.

Единственная проблема - многие до сих пор не знают, что к нам можно прийти просто так, поэтому я еще и организую учебные курсы. Один из них длится три дня - за это время человек получает базовые навыки и может самостоятельно сделать себе посуду. Он стоит 4500 рублей и пользуется большой популярностью, потому что позволяет понять, нравится ли тебе керамика в целом. Второй курс обойдется в 18 000 рублей, но с ним можно освоить гораздо больше техник и форм. К тому же, в течение всего обучения есть возможность безлимитно пользоваться коворкингом, чтобы оттачивать свои навыки.

Заработок и спрос

У меня до сих пор нет клиентской базы. Я дизайнер и не хочу заниматься продажами - гораздо больше мне нравится мастерить и рисовать. Но когда дома стало слишком много посуды, я решил, что лучшие экземпляры могу продавать. Первую кружку отдал покупателю сам, но для этого мне пришлось выйти из дома, взять деньги, отдать вещь - для меня это слишком напряжно. Теперь продажей изделий занимается моя знакомая Настя Рязанова из студии Garden N. Мы познакомились, потому что я снимал свадьбы, а она работала в той же сфере флористом. Я просто передаю вещи в ее магазин, и сейчас это единственное место, где их можно купить.

Стоимость зависит только от того, насколько я хочу расставаться с тем или иным экземпляром. Материалы обходятся не очень дорого, но я сижу с этой кружкой три дня, а потом еще столько же ее выпекаю. Причем все это время есть шанс потерять изделие. Не стоит забывать и о пяти его сестрах, которые разбились на каком-то из этапов до того, как удалось получить идеальный экземпляр. Если с кружкой поработал иллюстратор, то она обойдется примерно в 3000 рублей, потому что это уникальная вещь, к которой приложил руку мастер своего дела. Посуда, над которой работал только я, стоит 1000 рублей. Она продолжает быть уникальной, но не несет в себе отпечатков сразу нескольких людей, с которыми я должен разделить прибыль.

Я никогда не стремился заработать ни на одном из своих увлечений. Так получилось, что с детства я живу с постоянным ощущением, что могу умереть прямо сейчас. Если я начну тратить время на то, что не люблю, то это будет очень неразумно. Мне нравится заниматься дизайном, поэтому я каждый день с удовольствием хожу на работу в офис. А потом с радостью ухожу, потому что иду туда, где мне нравится, быть может, еще больше. Мне кажется, если ты что-то любишь, то рано или поздно все затраты окупятся.

Материалы и технология

Работа с керамикой - долгий процесс. Сначала ты берешь комок глины и отминаешь, чтобы внутри не осталось пузырьков воздуха. Это имеет значение, потому что в противном случае посуда может треснуть. Затем самая любимая для многих часть - гончарный круг. Крутишь глину и она принимает некую форму. После этого изделие сушится примерно сутки и тогда глина становится твердой, но все еще остается влажной. Это идеальное состояние, когда ее можно обточить, сделать горлышко или приделать к кружке ручку. Затем глина сохнет еще несколько дней и посуда отправляется в печь на девять часов. Когда изделие остынет, раскрашиваем его или покрываем глазурью, а потом снова отправляем на выпекание.

Как правило, я покупаю испанскую, немецкую или французскую глину - в этих странах научились делать массы, с которыми приятно работать. Иногда беру фарфор, но он довольно дорогой - за 10 килограмм придется отдать 3000 рублей. Из такого бруска получится примерно 15 чашек, часть из которых уйдет в брак.

В основном все используют покупные глазури, но ее можно делать и самостоятельно. У меня получилось, и это совершенно новый уровень. Работать с покупной - это то же самое, что обрабатывать фотки готовыми пресетами в инстаграм. Я занялся собственной рецептурой, потому что не хотел лишать себя одного из измерений уникальности.

Неудачи в керамике

Керамика очень непостоянна, поэтому человек быстро перестает дорожить тем, что делает. А это важнейшее качество для художника, потому что оно помогает обрести свободу выражения. Когда ты в любой момент готов потерять свою работу, появляется возможность быстро и пластично создавать что-то новое.

Я могу сделать все правильно, но в итоге на кружке появится трещинка. Если не получится ее сточить, изделие придется выбросить. Сначала это очень расстраивает, учитывая, сколько времени и труда ты на него потратил, а потом начинаешь легко относиться к любым вещам. Это интересная жизненная школа.

Керамика состоит из неудач - ими полон весь мой инстаграм. Я то и дело отбиваю чашки от печки молотком, потому что они приварились намертво или вытаскиваю изделие, которое расплылось, закипело, облезло или взорвалось. Обиднее всего, когда лопается вещь, которую расписал художник. Творческие люди реагируют по-разному: некоторые очень переживают за свои работы. А вот в последний раз мне повезло - девушка просто сказала, что нарисует еще. Я был очень рад.

Практически на каждой моей работе присутствует золото, и это не случайность. Представьте, что вы в XIV веке, вокруг мрак и среди него стоит огромный храм. Внутри все в золоте, играет громкая музыка, лучшие художники современности рисуют на стенах. А еще там безопасно и иногда даже кормят. В общем, человек получает все, что хочет, и еще золото - как акцент на том, что там есть и все остальное. Так что когда я использую золото, то словно говорю людям: «Посмотри, тут есть что-то еще. Эта вещь достойна того, чтобы на ней было золото».

Керамика начинает развиваться. Уже сейчас от хохломских узоров мы перешли к котикам, цветочкам и реалистичным гранатам. Выглядит симпатично, но я понимаю, что это не уникальные вещи, а всего лишь элементы декора. Скоро мода на все это пройдет и на место отживших свое изделий придет современная керамика - авторская. Художники начнут стремиться к уникальности и выражать себя через формы, текстуры, цвета.

Мою керамику тоже еще нельзя назвать современной: сначала ты повторяешь, потом начинаешь модифицировать результат и только затем вычленяешь что-то свое. Я пока на этапе повторения - смотрю на английских керамистов и изучаю их стилистику. Современная американская керамика трогает меня чуть меньше, хотя там больше авторских безумных стилей.

Грядет бум гончарного дела, поэтому количество информации быстро растет. Люди создают свои мастерские, и это очень круто. В Самаре сфера развивается бомбически быстро. Недавно я организовал встречу гончаров, на которую пришло десять человек - и это далеко не все. Я слежу за тем, что делают мои коллеги, потому что всегда нужно быть в курсе происходящего. Правда, мне гораздо интереснее изучать зарубежный опыт - я знакомлюсь с новыми техниками и тестирую их.

Я люблю свою работу за то, что это и не работа вовсе. В планах превратить то, что я делаю, из творчества в искусство - хочу создавать что-то прекрасное. Думаю, когда обо мне напишет парочка английских журналов, я смогу сказать, что делаю для мира что-то действительно важное.

Никогда бы не подумала, что гончарное ремесло может быть таким интересным и захватывающим. Но оказалось, что это именно так. И в этом я убедилась лично, придя на урок по гончарном мастерству, на котором сама, своими руками сделала вазу.

Урок проходил в уютной студии с сумасшедшим видом на Финский залив с 14 этажа. Там меня встретила девушка Анжелика, которая и была моим учителем. Сначала нужно было нарисовать эскиз того, что хотелось бы сделать. Потом Анжелика рассказала немного теории и усадила за гончарный круг.

1. Мне дали кусочек глины - ровно столько, чтобы поместилась в моих ладонях, и я могла бы с ней работать. Но перед тем как опустить глину на гончарный круг - её нужно хорошенько отбить в руках - сделать колобка и заодно удалить из глины весь воздух.

2. Знаете, что меня больше всего восхищает в таких занятиях - это возможность создать что-то из ничего. Вот мне дали кусочек глины и из этого я решила сделать вазу. Честно скажу, я была уверена, что никакой вазы у меня не получится. Мало того, что я рисовать не умею, и ваза на моём эскизе больше похожа на трапецию, да и делать что-то руками - это не моя история…

3. Но раз уж пришла Начинаем работу с глиной на гончарном круге. Не удивляйтесь тазику с водой:) Вода - это необходимый инструмент при работе с глиной.

4. Расстроенное лицо и красный нос выдают тот факт, что я плакала у меня никак не получалось «успокоить» глину и от того, что я не понимала, как это сделать, я расплакалась Вот они творческие муки

5. И в какой-то момент мне даже хотелось встать и уйти. Но стоит отдать должное мастеру Анжелике - она помогла мне поверить в свои силы и даже виду не подала, что что-то не так.

6. А вообще, возиться с глиной очень приятно!

7. Самое интересное - начинаю первые шаги для моей будущей вазы.

8. Знаете, когда купаешься в водоёмах с илистым дном, ноги слегка проваливаются и их как будто бы подсасывает? Вот тут очень похожие ощущения, когда внедряешь палец внутрь глины.

9. В несколько заходов мне нужно сделать расширение.

10. Вот тут начинается азарт - появляются проблески того, что из глины действительно можно что-то сделать.

11. Вот какую штуку намутила! Анжелика помогает «успокоить» глину
12. Хоп, и уже выпуклость готова!

13. Начинаю формировать дно вазы.

14. После сформированного дна и работы над расширением верха моя ваза практически готова! Осталось только удалить лишнюю влагу, что я и делаю с помощью этой губки на палочке.

15. Теперь в моих руках тонкая проволочка, с помощью которой я «отрезаю» готовое изделие от гончарного круга.

16. Анжелика напускает воды между дном изделия и кругом, чтобы можно было легко снять мой вазон.

17. Вуаля! Кусочек глины, немного слёз, таз воды и вазон готов