Самый крупный и самый мощный ледокол в мире. Смотреть что такое "Арктика (атомный ледокол)" в других словарях Водоизмещение атомного ледокола арктика 234600

Подробности Категория: Морской Транспорт Опубликовано: 30.05.2016

Атомный ледокол "Арктика"

Атомный ледокол "Арктика" – первый ледокол проекта 10520, вошедший во всемирную историю в качестве первого надводного корабля, который достиг берегов Северного полюса и сделал это надводным образом.

Арктика – это легендарный атомный ледокол, вошедший во всемирную историю в качестве первого надводного корабля, который достиг берегов Северного полюса и сделал это надводным образом. Атомоход c 1982 по 1986 год был известен под названием Леонид Брежнев и представлял собой ведущий корабль целой проектной серии, на базе которого проектировались последующие модификации.

Атомный ледокол Арктика с самого начала разрабатывался специально для налаживания проводки судов в Северном Ледовитом океане. Однако это было не единственной целью, потому что он должен был осуществлять всевозможные ледокольные работы, при этом имеет целый ряд уникальных особенностей, что выделяет его среди других подобных машин.

  • За счет выдающихся своих технических характеристик атомный ледокол был в состоянии проламывать ледяные глыбы, толщина которых составляла четыре метра;
  • На чистой воде что Арктика развивала значительные скоростные показатели до 21 узлов, которые позволяли судну без проблем перемещаться на значительные расстояния;
  • Корпус атомохода, который по форме представляет собой бочку, был разработан из легированной стали высокой степени прочности.
  • По бокам, в области ватерлинии, Арктика усилена специфическим поясом ледового типа. Кроме этого судно характеризуется образной кормой, что дает возможность свободно осуществлять буксировку других кораблей и ледоколов, а также обеспечивать безопасную стыковку с остальными ледоколами.

История создания

Начало работы над атомным ледоколом Арктика началось 3 июля 1971 года в стенах Балтийского завода, который находится в Ленинграде. В процессе разработки ледокола участвовали более 400 объединений и организаций. Также не менее значимая роль отводится научно-исследовательским и проектно-конструкторским ведомствам. Арктика была спущена на воду в середине декабря 1972 года, но только через два с половиной года, а именно в апреле 1975, судно было окончательно готово для введения в эксплуатацию.

Последующая эксплуатация

Первое плавание атомного ледохода Арктика к Северному полюсу пришлось на 1977 год. Этот проект оказался первым масштабным экспериментом, в рамках которого советские ученые должны были реализовать впечатляющий перечень целей. Необходимо было, в первую очередь, достичь так называемой географической точки Северного полюса, то есть его берегов. Кроме этого, требовалось осуществить многочисленные исследования и наблюдения, касающиеся представленной географической точки. Не менее важной задачей, которая стояла перед атомным ледоколом, было осуществить проверку эксплуатационных возможностей Арктики, степени устойчивости судна при перманентом и продолжительном столкновении с ледяными глыбами. Участниками описываемой экспедиции оказались более 200 человек, инструктаж и подготовка которых осуществлялись еще задолго до непосредственного начала экспедиции. Учитывая поставленные перед командой цели, им необходимо было реализовать их, что имело колоссальное значение для проектирования и строительства кораблей того времени, а также для экспериментальной области.

9 августа 1977 года атомный ледокол вышел из порта в городе Мурманск. Необходимо отметить следующие особенности маршрута: оттуда судно взяло курс к архипелагу под названием Новая Земля, в море Лаптевых корабль осуществил поворот на север, через восемь суток, то есть 17 августа, в 4 часа по московскому времени, успешно пройдя лед Центрального полярного бассейна (толщиной в три метра), корабль достиг поставленной перед ним цели – берегов Северного полюса.

В честь представленного исторического события на дно Северного Ледовитого океана, речь идет о глубине 4000 метров, была спущена доска из металла. Надпись на нем гласит: «СССР. 60 лет Октябрю, атомный ледокол «Арктика», широта 90°-N, 1977 год».

Технические характеристики

  • Год постройки — 1975
  • Длина — 148 м
  • Ширина — 30 м
  • Высота борта — 17,2м
  • Осадка — 11 м
  • Водоизмещение — 23000 тонн
  • Дедвейт — 2750 тонн
  • Силовая установка — два реактора мощностью по 171 МВ.
  • Крейсерская скорость — 20,8 узлов
  • Экипаж — 150 человек
  • Пассажиры — 100 человек

Актуальное состояние судна

Арктика прослужила военно-морскому флоту СССР и России в общей сложности более 30 лет. Так, спустя указанный промежуток времени, а именно в 2008 году, она была выведена из эксплуатации. Изначально планировалась его утилизация, которая должна была состояться в 2015-2016 году. Однако постановлением руководства страны представленное решение было отменено.

На сегодняшний день атомный ледокол располагается в специальном доке ФГУП «Атомфлот» в Мурманске. Следует обратить внимание на то, что абсолютно все отходы радиоактивного характера с судна удалены. Именно благодаря этому судно было превращено в музей и сдано в эксплуатацию в таком виде. Его могут посетить все желающие познакомиться с жизнью, историей и устройством легендарного атомного ледокола.

Дополнительные факты

Ледоколу Арктике, по состоянию на сегодняшний день, принадлежит мировое достижение. Оно действительно может считаться уникальным, потому что с мая 1999 по май 2000 года, а именно 12 месяцев, корабль проработал без единого захода в порты. Это беспрецедентные показатели, которые не смог продемонстрировать ни один атомный ледокол в мире. Примечательно, что к тому времени корабль отслужил уже 25 лет (это срок его эксплуатации по проекту), что делает представленный факт еще более сенсационным. Не менее интересным фактом следует считать то, что первый иностранный корабль, достигший Северного полюса, смог сделать это только лишь через 15 лет после достижения советской Арктики.

Заслуживает внимания и то, что атомный ледокол был оснащен системой физической протекции. Она давала возможность полностью исключить несанкционированное проникновение кого-либо из посторонних. Речь идет непосредственно о бортовой части судна, а также о его помещениях. Учитывая все это, можно с уверенностью утверждать, что Арктика является уникальным судном, достижения и технические характеристики которого заслуживают особенного внимания.

Проект строящегося атомного ледокола Арктика, проекта 22220.

А теперь начнем с истории...

Атомный ледокол «Арктика» вошел в историю как первый надводный корабль, достигший точки Северного полюса. Атомоход «Арктика» (c 1982 года по 1986 год носил название «Леонид Брежнев») является головным кораблем серии проекта 10520. Закладка судна состоялась 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде. В создании ледокола принимали участие более 400 объединений и предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, в том числе Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И. И. Африкантова и Научно-исследовательский институт атомной энергии им. Курчатова.

Ледокол был спущен на воду в декабре 1972 года, а в апреле 1975-го судно ввели в эксплуатацию.

Атомоход «Арктика» был предназначен для проводки судов в Северном Ледовитом океане с выполнением различных видов ледокольных работ. Длина судна составила 148 метров, ширина - 30 метров, высота борта - около 17 метров. Мощность атомной паропроизводящей установки превышала 55 мегаватт. Благодаря своим техническим показателям атомоход мог проламывать лед толщиной 5 метров, а в чистой воде развивать скорость до 18 узлов.

Первый поход ледокола «Арктика» к Северному полюсу состоялся в 1977 году. Это был масштабный экспериментальный проект, в рамках которого ученые должны были не только достигнуть географической точки Северного полюса, но и провести ряд исследований и наблюдений, а также проверить возможности «Арктики» и устойчивость судна при постоянном столкновении со льдом. Участниками экспедиции стали более 200 человек.

9 августа 1977 года атомоход вышел из порта Мурманска, взяв курс к архипелагу Новая Земля. В море Лаптевых ледокол повернул на север.

И вот 17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени атомный ледокол, преодолев мощный ледяной покров Центрального полярного бассейна, впервые в мире достиг в активном плавании географической точки Северного полюса. За 7 суток 8 часов атомоход преодолел 2528 миль. Исполнилась вековая мечта моряков и полярных исследователей многих поколений. Экипаж и участники экспедиции отметили это событие торжественной церемонией поднятия Государственного флага СССР на десятиметровую стальную мачту, установленную на льду. За 15 часов, которые атомоход провел на вершине Земли, ученые выполнили комплекс исследований и наблюдений. Перед уходом с полюса моряки спустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением Государственного герба СССР и с надписью «СССР. 60 лет Октября, а/л «Арктика», широта 90°-N, 1977 г.».

Этот ледокол имеет высокие борта, четыре палубы и две платформы, бак и пятиярусную надстройку, а в качестве движителей используются три четырехлопастных гребных винта фиксированного шага. Атомная паропроизводительная установка размещена в специальном отсеке в средней части ледокола. Корпус ледокола сделан из высокопрочной лигированной стали. В местах, подверженных наибольшему воздействию ледовых нагрузок, корпус усилен ледовым поясом. На ледоколе имеются дифферентная и креновая системы. Буксирные операции обеспечивает кормовая электрическая буксирная лебедка. Для ведения ледовой разведки на ледоколе базируется вертолет. Контроль и управление техническими средствами энергетической установки ведутся автоматически, без постоянной вахты в машинных отделениях, помещениях гребных электродвигателей, электростанциях и у распределительных щитов.

Контроль за работой и управление энергетической установкой осуществляются из центрального поста управления, дополнительное управление гребными электродвигателями выведено в ходовую рубку и кормовой пост. Ходовая рубка - центр управления судном. На атомоходе она расположена на верхнем этаже надстройки, откуда открывается больший обзор. Ходовая рубка вытянута поперек судна - от борта до борта метров на 25, ширина ее - около 5 метров. На передней и боковых стенках почти сплошь располагаются большие прямоугольные иллюминаторы. Внутри рубки только самое необходимое. Вблизи бортов и посередине располагаются три одинаковых пульта, на которых находятся ручки управления движением судна, индикаторы работы трех винтов ледокола и положения руля, курсоуказатели и другие датчики, а также кнопки заполнения и осушения балластных цистерн и огромная тифонная кнопка для подачи звукового сигнала. Вблизи пульта управления левого борта располагается штурманский стол, у центрального - рулевой штурвал, у пульта правого борта - гидрологический стол; около штурманского и гидрологического столов установлены тумбы радиолокаторов кругового обзора.


В начале июня 1975 атомоход провел по Северному морскому пути на восток дизель-электрический ледокол "Адмирал Макаров". В октябре 1976 года вырвал из ледового плена ледокол "Ермак" с сухогрузом "Капитан Мышевский", а также ледокол "Ленинград" с транспортом "Челюскин". Капитан «Арктики» назвал те дни "звездным часом" нового атомохода.

«Арктика» была выведена из эксплуатации в 2008 году.

31 июля 2012 года был исключен из Регистровой книги судов атомный ледокол «Арктика» - первый корабль дошедший до Северного полюса.

По информации озвученной представителями ФГУП “Росатомфлот” прессе, полная стоимость утилизации а/л "Арктика" оценивается 1,3-2 миллиарда рублей, с выделением средств по федеральной целевой программе. Недавно шла широкая кампания по убеждению руководства в отказе от утилизации и возможности модернизации этого ледокола.

А теперь подходим ближе к теме нашего поста.


В ноябре 2013 года на том же Балтийском заводе в Санкт-Петербурге состоялась церемония закладки головного атомного ледокола проекта 22220. В честь своего предшественника атомоход получил название «Арктика». Универсальный двухосадочный атомный ледокол ЛК-60Я станет самым крупным и мощным в мире.

Согласно проекту, длина судна составит более 173 метров, ширина - 34 метра, осадка по конструктивной ватерлинии - 10,5 метров, водоизмещение - 33,54 тыс. тонн. Он станет самым большим и самым мощным (60 МВт) атомным ледоколом в мире. Атомоход будет оснащён двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 МВт.


16 июня на Балтийском заводе состоялся спуск на воду головного атомного ледокола «Арктика» проекта 22220», — говорится в сообщении предприятия, которое цитирует РИА Новости.

Таким образом, конструкторы прошли один из самых важных этапов в строительстве корабля. "Арктика" станет головным судном проекта 22220 и даст начало группе атомных ледоколов, необходимых для освоения Арктики и укрепления присутствия России в этом регионе.

Сначала настоятель Николо-Богоявленского Морского собора провел крещение атомного ледокола. Затем спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, следуя традициям кораблестроителей, разбила бутылку шампанского о корпус атомохода.

"Трудно переоценить то, что сделано нашими учеными, конструкторами, корабелами. Возникает чувство гордости за нашу страну, людей, которые создали такой корабль", — сказала Матвиенко. Она напомнила, что Россия — единственная страна, обладающая собственным атомным ледокольным флотом, который позволит активно выполнять проекты в Арктике.

"Мы выходим на качественно новый уровень освоения этого богатейшего региона", — подчеркнула она.

"Семь футов под килем тебе, великая "Арктика"!" — добавила спикер Совфеда.

В свою очередь, полпред президента по Северо-Западному Федеральному округу Владимир Булавин отметил, что Россия строит новые корабли, несмотря на сложную экономическую ситуацию.

"Если хотите, это наш ответ вызовам и угрозам современности", — сказал Булавин.

Генеральный директор госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко, в свою очередь, назвал спуск нового ледокола на воду большой победой и конструкторов, и коллектива Балтийского завода. По словам Кириенко, "Арктика" открывает "принципиально новые возможности и в области обеспечения обороноспособности нашей страны, и решении экономических задач".

Суда проекта 22220 смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая лед толщиной до трех метров. Новые корабли будут обеспечивать проводку судов, перевозящих углеводородное сырье с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Двухосадочная конструкция позволяет использовать судно как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.

По контракту с ФГУП "Атомфлот", Балтийский завод построит три атомных ледокола проекта 22220. 26 мая прошлого года был заложен первый серийный ледокол этого проекта "Сибирь". Осенью нынешнего года планируется начать строительство второго атомохода "Урал".

Контракт на строительство головного атомного ледокола проекта 22220 между ФГУП "Атомфлот" и БЗС был подписан в августе 2012 года. Его стоимость составляет 37 млрд рублей. Контракт на строительство двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 был заключен между БЗС и госкорпорацией "Росатом" в мае 2014 года, стоимость контракта составила 84,4 млрд рублей.

источники

Атомные ледоколы могут длительно находиться на трассах Севморпути, не нуждаясь в заправке. В настоящее время в состав действующего флота входят атомоходы «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач», а также атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». Их эксплуатацией и обслуживанием занимается «Росатомфлот», находящийся в Мурманске.

1. Атомный ледокол - морское судно с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики.

2. За период 1959–1991 гг. в Советском Союзе было построено 8 атомных ледоколов и 1 атомный лихтеровоз - контейнеровоз.
В России за период с 1991 года и по настоящее время построены еще два атомных ледокола: «Ямал» (1993 г.) и «50 лет Победы» (2007 г.). Сейчас ведется строительство еще трех атомных ледоколов водоизмещением более 33 тыс тонн, ледопроходимость - почти три метра. Первый из них будет готов к 2017 году.

3. Всего на атомных ледоколах России, а также кораблях, находящихся на базе атомного флота Атомфлот работает более 1 100 человек.

«Советский Союз» (атомный ледокол класса «Арктика»)

4. Ледоколы класса «Арктика» - основа российского атомного ледокольного флота: 6 из 10 атомных ледоколов относятся к этому классу. Суда имеют двойной корпус, могут ломать лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Эти корабли спроектированы для работы в холодных арктических водах, что усложняет эксплуатацию ядерной установки в тёплых морях. Отчасти поэтому пересечение тропиков для работы у берегов Антарктиды в число их задач не входит.

Водоизмещение ледокола - 21 120 тонн, осадка - 11,0 м, максимальная скорость хода на чистой воде - 20,8 узлов.

5. Особенность конструкции ледокола «Советский Союз» состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй.

6. Отделение ГТГ (главных турбогенераторов). Атомный реактор нагревает воду, которая превращается в пар, который раскручивает турбины, которые возбуждают генераторы, которые вырабатывают электричество, которое поступает в электромоторы, которые крутят гребные винты.

7. ЦПУ (Центральный пост управления).

8. Управление ледоколом сосредоточено в двух основных командных постах: ходовой рубке и центральном посту управления энергетической установкой (ЦПУ). Из ходовой рубки производят общее руководство работой ледокола, а из ЦПУ - управление работой энергетической установки, механизмов и систем и контроль за их работой.

9. Надежность атомоходов класса «Арктика» проверена и доказана временем - за более чем 30-летнюю атомоходов этого класса не было ни единой аварии, связанной с ядерной энергетической установкой.

10. Кают-компания для питания командного состава. Столовая для рядового состава расположена палубой ниже. Рацион состоит из полноценного четырехразового питания.

11. «Советский Союз» введен в эксплуатацию в в 1989 году, при установленном сроке службы в 25 лет. В 2008 году Балтийский завод поставил для ледокола оборудование, которое позволяет продлить срок эксплуатации судна. В настоящее время ледокол планируется к восстановлению, но только после того, как будет определён конкретный заказчик или пока не будет увеличен транзит по Севморпути, и не появятся новые участки работ.

Атомный ледокол «Арктика»

12. Спущен на воду в 1975 году и считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина - 148 метров, а высота борта - более 17 метров. На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету. «Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху.

13. Атомный ледокол «Арктика» прославился тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса. В настоящее время выведен из эксплуатации и ожидается решение по его утилизации.

«Вайгач»

14. Мелкосидящий атомный ледокол проекта «Таймыр». Отличительная черта данного проекта ледоколов - уменьшенная осадка, позволяющая обслуживать суда следующие по Северному Морскому Пути с заходом в устья сибирских рек.

15. Капитанский мостик. Пульты дистанционного управления тремя гребными электродвиггателями, также на пульте расположены приборы контроля и за буксирным устройством, панель управления камерой наблюдения за буксиром, индикаторы лага, эхолотов,репитер гирокомпаса, УКВ-радиостанции, пульт управления стеклоочистительными щетками и прочее джойстик управления ксеноновым прожектиором 6 кВт.

16. Машинные телеграфы.

17. Основное применение «Вайгача» - сопровождение кораблей с металлом из Норильска и судов с лесом и рудой от Игарки до Диксона.

18. Главная силовая установка ледокола состоит из двух турбогенераторов, которые обеспечат на валах максимальную длительную мощность около 50 000 л. с., что позволит форсировать лед толщиной до двух метров. При толщине льда в 1,77 метров скорость ледокола составляет 2 узла.

19. Помещение среднего гребного вала.

20. Управление направления движения ледокола осуществляется с помощью электрогидравлической рулевой машины.

21. Бывший кинозал. Сейчас на ледоколе в каждой каюте есть телевизор с разводкой для трансляции судового видеоканала и спутникового телевидения. А кинозал используется для общесудовых собраний и культурно-массовых мероприятий.

22. Рабочий кабинет блочной каюты второго старпома. Длительность нахождения атомоходов в море зависит от количества запланированных работ, в среднем это составляет 2-3 месяца. Экипаж ледокола «Вайгач» состоит из 100 человек.

Атомный ледокол «Таймыр»

24. Ледокол идентичен «Вайгачу». Был построен в конце 1980-х годов в Финляндии на судоверфи Wärtsilä («Вяртсиля Морская Техника») в Хельсинки по заказу Советского Союза. Однако оборудование (силовая установка и т др.) на судне было установлено советское, использовалась сталь советского производства. Установка атомного оборудования производилась в Ленинграде, куда корпус ледокола был отбуксирован в 1988 году.

25. «Таймыр» в доке судоремонтного завода.

26. «Таймыр» ломает лед классически: мощный корпус наваливается на препятствие из замерзшей воды, разрушая ее собственным весом. За ледоколом образуется канал, по которому могут двигаться обычные морские суда.

27. Для улучшения ледопроходимости «Таймыр» оборудован системой пневмообмыва, которая препятствует облипанию корпуса битым льдом и снегом. Если прокладка канала тормозится из-за толстого льда, в дело вступают дифферентная и креновая системы, которые состоят из цистерн и насосов. Благодаря этим системам ледокол может крениться то на один борт, то на другой, поднимать выше нос или корму. От подобных движений корпуса окружающее ледокол ледовое поле дробится, позволяя двигаться дальше.

28. Для окраски наружных конструкций, палуб и переборок используются импортные двухкомпонентные эмали на акрилловой основе повышенной стойкости к атмосферным воздействиям, устойчивые к истиранию и ударным нагрузкам. Краска кладется на три слоя: один слой грунта и два слоя эмали.

29. Скорость хода такого ледокола составляет 18,5 узлов (33,3 км/ч).

30. Ремонт винто-рулевого комплекса.

31. Установка лопасти.

32. Болты крепления лопасти к ступице гребного винта, каждая из четырех лопастей крепится девятью болтами.

33. Практически все суда ледокольного флота России оснащены гребными винтами, изготовленными на заводе «Звездочка».

Атомный ледокол «Ленин»

34. Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями стали высокий уровень автономности и мощность. На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли.

35. Ледокол «Ленин» проработал 31 год и в 1990 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.

36. Отсек в котором находились две атомные установки. Внутрь заходили двое дозиметристов, измерявших уровень радиации и контролировавших работу реактора.

Существует мнение, что именно благодаря «Ленину» закрепилось выражение «мирный атом». Ледокол строился в самый разгар «холодной войны», но имел абсолютно мирные цели - развитие Северного морского пути и провод гражданских судов.

37. Ходовая рубка.

38. Парадная лестница.

39. Одни из капитанов АЛ «Ленин», Павел Акимович Пономарев, ранее был капитаном «Ермака» (1928-1932) - первого в мире ледокола арктического класса.

В качестве бонуса пара фотографий Мурманска...

40. Мурманск - крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Он находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря.

41. Основой экономики города является Мурманский морской порт - один из крупнейших незамерзающих портов в России. Мурманский порт является портом приписки барка «Седов», самого большого парусника в мире.

Усилиями коллективов более 350 объединений и предприятий, ста научно‑исследовательских, проектно‑конструкторских и эксплуатационных организаций страны, включая Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И. И. Африкантова (разработка ядерного реактора ОК‑900), Производственное объединение "Маяк" (переработка ядерного топлива), Центральное конструкторское бюро "Айсберг" ‑ (разработка проекта ледокола), Научно‑исследовательский институт атомной энергии им. Курчатова.

РИА Новости. Юрий Лушин

В постройке ледокола участвовал экипаж корабля. Это дало возможность морякам быстро освоить новую технику .

Возглавил экипаж опытный ледовый капитан Юрий Кучиев. До этого он проработал в Арктике более 30 лет, плавал почти на всех типах ледоколов.

РИА Новости. Роман Денисов

Капитан ледокола Юрий Сергеевич Кучиев

26 декабря 1972 года судно было спущено на воду, 17 декабря 1974 года завершились ходовые испытания корабля. 25 апреля 1975 года состоялся подъем государственного флага на ледоколе и был подписан акт сдачи‑приемки в эксплуатацию судна.

РИА Новости. Юрий Лушин

РИА Новости. Май Начинкин

Корабль имеет четыре палубы и две платформы, бак и пятиярусную надстройку, площадку для посадки разведывательного вертолёта, а в качестве движителей используются три четырехлопастных гребных винта фиксированного шага. Атомная паропроизводительная установка размещена в специальном отсеке в средней части ледокола.

Для усиления ледопроходимости на судне имеется балластная и дифферентная системы , позволяющие изменять осадку носом и кормой при разрушении льда. Буксирные операции обеспечивала кормовая электрическая буксирная лебедка. Контроль и управление техническими средствами энергетической установки велись автоматически, без постоянной вахты в машинных отделениях, помещениях гребных электродвигателей, электростанциях и у распределительных щитов.

РИА Новости. Юрий Лушин

Контроль за работой и управление энергетической установкой осуществлялись из центрального поста управления, дополнительное управление гребными электродвигателями было выведено в ходовую рубку и кормовой пост. Ходовая рубка расположена на верхнем этаже надстройки.

РИА Новости. Роман Денисов

Ходовой (капитанский) мостик ледокола "Арктика"

С 1975 года ледокол "Арктика" служил для проводки судов по Северному морскому пути.

В 1977 году он выполнил экспериментальный научно‑практический рейс на Северный полюс. 9 августа 1977 года атомоход под командованием капитана Юрия Кучиева после перезарядки реакторов и тщательной подготовки вышел из Мурманска и взял курс к северной оконечности Новой Земли. Руководил экспедицией министр морского флота СССР Тимофей Гуженко.

В экспедиции принимало участие более 200 человек. В задачи ученых входило не только достижение Северного полюса и проведение комплекса исследований и наблюдений, а также проверка возможностей ледокола, его устойчивость к постоянным столкновениям со льдами.

РИА Новости. Роман Денисов

Центральный пост управления атомного ледокола "Арктика".

Миновав пролив Вилькицкого, "Арктика" в море Лаптевых повернула на север. 15 августа ледокол вошёл в приполюсный район. 17 августа, преодолев мощный ледяной покров Центрального полярного бассейна, где толщина льда достигала трёх метров, в 4 часа утра по московскому времени корабль достиг в активном плавании географической точки Северного полюса. За 7 суток 8 часов ледокол преодолел 2 тысячи 528 миль.

РИА Новости. Роман Денисов

Экипаж и участники экспедиции ледокола отметили это событие торжественной церемонией поднятия Государственного флага СССР на десятиметровую стальную мачту, установленную на льду. На дно океана в точке Северного полюса на глубину около 4 тысяч метров была опущена металлическая доска с изображением Государственного герба СССР и надписью: "СССР. 60 лет Октября, а/л "Арктика", широта 90°-N, 1977 г.".

За 15 часов, которые атомоход провел на Северном полюсе, ученые выполнили комплекс исследований и наблюдений. Водолазы осмотрели винты, они были в порядке, и ледокол пошел домой в Мурманск.

РИА Новости. Юрий Лушин

Ледокол "Арктика" прокладывает путь для судов в районе мыса Харасавэй в Карском море.

За осуществление первого в истории плавания надводного корабля к полюсу атомный ледокол "Арктика" был награжден орденом Октябрьской Революции , весь экипаж ледокола, участники высокоширотной экспедиции, а также большая группа специалистов, обеспечивавших экспедицию, ‑ орденами и медалями. Капитан Юрий Кучиев, главный инженер‑механик Олег Пашнин, старший мастер атомной паропроизводящей установки Фидус Асхадуллин стали Героями Социалистического Труда. Высокого звания был удостоен и руководитель экспедиции Тимофей Гуженко.

"Арктике" принадлежит еще одно уникальное мировое достижение: с 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года ледокол

Ордена Октябрьской Революции атомный ледокол "Арктика"

Регистровый номер: 712315
Номер ИМО: 7429061
Проект: 10520
Заложен: 3 июля 1971
Спущен на воду: 26 декабря 1972
Принят в эксплуатацию: 25 апреля 1975
Водоизмещение: 23460 тонн
Длина: 148 м
Ширина: 30 м
Силовая установка: 2 ядерных реактора мощностю 75 тыс. л.с.
Скоростьхода на чистой воде: 20 узлов
Экипаж: 115 чел.
Капитан: А.Н.Баринов
Порт приписки: Мурманск

Радиопозывной: UCKH

Почтовый адрес: 183038, г.Мурманск, ММП, а/л "Арктика"

Атомный ледокол "Арктика"

применяемый в настоящее время")">Ледокол имеет высокие борта, четыре палубы и две платформы, бак и пятиярусную надстройку. В качестве движителей используются три четырехлопастных гребных винта фиксированного шага. Атомная паропроизводительная установка размещена в специальном отсеке в средней части ледокола. Корпус сделан из высокопрочной лигированной стали, в местах, подверженных наибольшему воздействию ледовых нагрузок усилен ледовым поясом. На ледоколе имеются дифферентная и креновая системы. Буксирные операции обеспечивает кормовая электрическая буксирная лебедка. Для ведения ледовой разведки базируется вертолет. Контроль и управление техническими средствами энергетической установки ведутся автоматически, без постоянной вахты в помещениях ЦО, помещениях гребных электродвигателей, электростанциях и у распределительных щитов. Контроль за работой и управление энергетической установкой осуществляются из центрального поста управления.

Ходовая рубка - центр управления судном. На атомоходе она расположена в верхней части надстройки, откуда открывается больший обзор. Ходовая рубка вытянута поперек судна - от борта до борта на 30 метров, ширина ее - около 5 метров. На передней и боковых стенках почти сплошь располагаются большие прямоугольные иллюминаторы. Внутри рубки только самое необходимое. По бортам и посередине ходовой рубки располагаются три одинаковых пульта, на которых находятся ручки управления движением судна, индикаторы работы трех винтов ледокола и положения руля, курсоуказатели и другие датчики, а также кнопки заполнения и осушения балластных цистерн и две тифонных кнопки для подачи звукового сигнала. Вблизи пульта управления левого борта располагается штурманский стол, у центрального - рулевой штурвал, у пульта правого борта - гидрологический стол; около штурманского и гидро-логического столов установлены тумбы радиолокаторов кругового обзора.

НАЧАЛО Атомоход "Арктика", головной корабль серии проекта 10520, был заложен 3 июля 1971 года на стапелях Балтийского завода. Экипаж - 150 человек - впервые участвовал в постройке ледокола и был сдаточной и приемной командой. Это дало возможность морякам быстро освоить новую технику. Возглавил экипаж опытный ледовый капитан Ю.С.Кучиев. До этого он проработал в Арктике более 30 лет, плавал почти на всех типах ледоколов. Уже 26 декабря 1972 года судно было спущено на воду.

Правительством было принято решение сразу проверить мобилизационный вариант ледокола как крейсера береговой обороны. Для этого необходимо было установить артиллерийские крупнокалиберные и высокоскоростные установки с боезапасом и устранение помех, дополнительное радиолокационное и радиоэлектронное оборудование и в период испытаний ледокола провести испытания вооружения фактическими стрельбами по мишеням. После проведения испытаний, вооружение необходимо было снять с ледокола и законсервировать. Часть оставшегося на ледоколе оборудования мобилизационного варианта также законсервировать, помещения ледокола восстановить по варианту мирного времени.

«Арктика» сходила на Северный полюс, возвратилась в Мурманск, отдохнула немного, а затем включилась в ставшие уже привычными навигации в Дудинку на Енисее, продленные по сравнению с традиционными сроками уже на целых сто суток. Три с лишним месяца, отвоеванные у полярной стихии всего лишь за последние семь - восемь лет, - подобных темпов не знала даже наша Арктика, где почти все рекордно.

«Арктика» вела очередной караван из Дудинки с грузом меди и никеля - продукции Норильского горно-металлургического комбината, а в эти самые дни готовился выйти из Мурманска на восток другой караван, ведомый только что вошедшей в строй «Сибирью», третьим по счету атомным ледоколом. Вместе с атомоходом «Ленин» и новым ледоколом «Капитан Сорокин», способным работать на сравнительно малых глубинах, «Сибирь» шла к Ямалу, чтобы провести туда целую эскадру транспортных судов. Третья ямальская зимняя экспедиция 1978 года уже не называлась экспериментальной, это была обыкновенная февральско-апрельская навигация к Ямалу: около шестисот миль пути, из которых четыреста в тяжелых торосистых льдах, разгрузка на припай, нелегкий обратный путь. Итогом были семьдесят тысяч тонн грузов, доставленных на Харасавэй, почти вдвое больше, чем в 1977 году.

В 1980 г. Ю.С.Кучиев перешел на береговую работу. Капитаном атомохода стал опытный капитан В.А.Голохвастов.

…Караван встал. К этому времени с нами на связь вышел атомный ледокол «Арктика» мощностью 75 тысяч лошадиных сил и способный работать во льдах толщиной 5 метров! Он был уже недалеко. Через несколько часов он подошел к нам. Это был красавец, так и пышущий мощью! Огромные глыбы льда выворачивались его форштевнем и с глухим грохотом обрушивались в воду, подминаемые корпусом, чтобы вынырнуть из-под кормы.

Некоторые куски льда были величиной наверное не меньше трамвайного вагона. Ледокол обошел нас и пробежал вдоль каравана, заставив содрогаться наши суда. Затем он зашел по носу «Ермака» и караван двинулся вперед. Ветер крепчал и мы шли уже практически в десятке метров от кормы «Коли Мяготина». Через час-два караван встал. «Арктика» обежала караван, обколов нас и вновь зашла перед Ермаком. Движение продолжалось не более 20 минут. Караван встал и «Арктика» вновь побежала обкалывать нас. Сжатие усиливалось.

Мы уже не шли. Просто ледокол время от времени делал круг вокруг каравана чтобы ослабить давление льда. Насколько ему было тяжело, можно было понять по тому, как его выдавливало льдом. Здесь я должен объяснить, что корпуса ледоколов делаются в форме яйца. Каким бы ни было давление льда, его только выдавливает, приподнимает. Вот мы и наблюдали, как громадный ледокол почти на метр вылезал изо льда, а затем грузно проседал, проламывая тяжелый лед…

«ЛЕОНИД БРЕЖНЕВ» 10 ноября 1982 года умирает руководитель СССР Леонид Ильич Брежнев. 22 ноября 1982 года опубликовано Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР об увековечении памяти Л. И. Брежнева, в котором была допущена описка. Из-за нее имя Брежнева было присвоено не новому атомному ледоколу, как планировалось, а ордена Октябрьской Революции атомному ледоколу «Арктика».

Из воспоминаний Ю.С.Кучиева:

«...Понимая протокольные ограничения члена ЦК КПСС и тогдашнего министра Морского флота Тимофея Борисовича Гуженко, решил действовать напрямую: никого не поставив в известность, отправил письмо Генсеку Ю.В.Андропову с просьбой принять лично «по важному вопросу».

Буквально через несколько дней в квартире раздается телефонный звонок: «Здравствуйте! С вами говорит помощник Генерального секретаря Вольский Аркадий Иванович. Может ли кто-то из членов Политбюро решить вопрос, который вы хотите обсудить с Юрием Владимировичем?» Я ответил, что без Генсека решение невозможно. Увы, встретиться не удалось: Андропов тогда уже тяжело болел и находился в клинике. Но, действуя от его имени, помощник довел решение проблемы до логического и здравого завершения: атомному ледоколу «Арктика» вернули его прославленное имя.»

(Открытое письмо Ю.С.Кучиева в газете "СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 79-80 (12553), 19-06-2004г.)

Год смены названия - 1986.

«БИТВА ВО ЛЬДАХ» 1983 год. Капитан атомохода «Арктика» — Анатолий Алексеевич Ламехов. Именно он был главным действующим лицом в тех операциях, где на кону стояла судьба даже не сотен членов экипажей десятков транспортных судов, зажатых во льдах, а тысяч северян, которые ждали поставок грузов и топлива для суровой и длительной зимовки в городах и поселках арктического побережья.

Ледокол находился в доке на ремонте, без валов и винтов, когда к нему в каюту прибыли начальник Мурманского морского пароходства Владимир Игнатюк и заместитель министра морского флота Виталий Збаращенко. Разговор был короткий: "На Дальнем Востоке флот терпит бедствие. Суда и люди на грани гибели. Спасти может только «Арктика».

Вспоминая те дни, Анатолий Алексеевич отдает дань без преувеличения трудовому подвигу судоремонтников, которые, совершив невозможное, работая круглосуточно, через неделю отправили ледокол в море.

Лето 1983 года выдалось аномально теплым, и вдоль северного побережья образовалась широкая полоса чистой воды, куда устремились, выполняя задачи Северного завоза, шесть караванов судов. Но подули северные ветра, началась подвижка льдов, и «мышеловка» захлопнулась. В ледовом плену оказалось 57 судов. Тогда так и не удалось спасти теплоход «Нина Сагайдак», который был раздавлен льдами и затонул. Звучали предложения оставить суда на зимовку, хотя это грозило бы им гибелью, но Ламехов предложил собрать в единый кулак три ледокола: «Арктика», «Адмирал Макаров» и «Ермак» и сообща высвобождать суда из ледового плена. Ведь нужно было не только спасти теплоходы и экипажи, но и доставить грузы по назначению, особенно топливо.

Первыми освободили ледоколы, которые «Арктике» пришлось выкалывать изо льда. К примеру, на окалывание ледокола «Ленинград» ушло полтора суток. Вмерзшим оказался даже атомоход «Ленин».

Грузы перегружали на большие суда и их вели в Певек. Когда провели танкер «Игрим», обрадованный министр транспорта зачитал телеграмму Ламехова на заседании Совета Министров. Ведь было опасение, что северяне останутся без топлива и население придется эвакуировать. А после этого ледокольщики сумели обеспечить проводку еще четырех танкеров. Последними из ледового плена «Арктика» вывела караван из трех дизель-электрических ледоколов.

…А на мостике по громкой связи такой текст, запредельный:

Ленин, Ленин, ответьте Брежневу!

Ну, два ледокола, понятно...

Но что же, собственно говоря, такое - вытаскивать изо льдов вмерзшие суда? Приведу лишь полстранички из своего репортажа двадцатилетней давности. Итак, мы - в Чукотском море, напротив косы Двух пилотов. Рядом - два новейших дизель -электрических ледокола финской постройки, "Ермак" и "Макаров" (на всех вместе -159 тысяч лошадиных сил, из которых 75 тысяч - наши). Впереди - два задавленных льдами танкера, "Уренгой" и "Каменск-Уральский". В них - горючее, которое как раз в эти дни кончается в Певеке.

Очень медленно, медленно ползет ледокол, вдоль бортов так же медленно ползет по льду темная трещина, и вывороченные двадцатипятитысячетонным телом атомохода глыбы так же медленно поднимаются на два-три метра, острыми обитыми углами уходят назад, в бурлящую воду. В 20-градусный мороз от воды из-под носа корабля поднимаются клубы пара, весь корабль дрожит, будто его тащат по стиральной доске: перемалывает льдины.

К утру пробились к "Каменску". Чуть позже подошли "Ермак" и "Макаров". Я смотрю в бинокль: вот корма "Ермака" приближается к носу "Уренгоя"... Вот она уже скрылась за его надстройкой... С вертолета докладывают: есть стыковка, танкер на буксире!

Захожу в штурманскую рубку, списываю с приборов координаты: 68°36" северной широты, 177°53" западной (мы ведь уже в другом полушарии!) долготы.

Настроение опять пошло вверх.

Но лишь через три с лишним часа "Макаров" смог взять на буксир "Каменск", еще час потратили мы на то, чтобы пробраться вдоль их связки вперед, в голову составившегося каравана. А когда пробрались, сами завязли, казалось бы, на ровном месте, в уже прорубленном канале - за это время его успело поджать, и льдины, расколотые накануне, опять спрессовались.

Вперед идти нельзя: сам атомоход, скорее всего, прорвется, а вот уже следующий за ним "Макаров" с танкером в такой "каше" обязательно сядут...

Через полтора часа Ламехов предложил оставить "Каменск" и всеми тремя ледоколами вытащить в безопасное место хотя бы один "Уренгой", который стоял вроде бы гораздо удобнее. "Твое мнение, Вадим Иванович?" - спросил в микрофон у капитана "Макарова". Тот помолчал. "Не согласен,- сказал наконец. - Надо вытаскивать сперва то, что труднее". "Уренгой" бросили...

Теперь ледоколы перестраивались таким образом: первым продолжал идти "Леонид Брежнев", пробивая канал, а между атомоходом и связкой "Макаров" - "Каменск" должен был втиснуться "Ермак".

На перестроение ушло пять часов. Через пять часов я опять зашел в штурманскую рубку, опять списал координаты. За сутки мы не продвинулись к Певеку ни на милю.

А последней неприятностью дня стал лопнувший буксир между "Макаровым" и танкером. Потом на этом же месте он рвался еще четыре раза...

Так прошло еще двое суток в остановках и возвращениях. Ледоколы застревали в "каше", и атомоход то откалывал лед вокруг каравана, то "вышибал пробки" в успевших затянуться старых своих каналах. Чем это все закончится, не знал никто...

Караван он вытащил.

Катастрофы в тот год не случилось.

Говорят, кстати, что это была самая крупная в мире успешная спасательная операция на море.

С задачей экипаж «Арктики» справился. В средствах массовой информации те события называли не иначе, как "битва во льдах". 2 марта 1984 года Анатолий Ламехов был удостоен звания Героя Социалистического Труда, 29 членов экипажа были награждены орденами и медалями. А 17 августа, в день покорения Северного полюса «Арктикой», Анатолий Алексеевич был назначен капитаном строящегося атомного ледокола «Россия».

Навигация 1983 г. в Восточном секторе Арктики — наглядный пример того, что рассуждения о необходимости, или невыгодности атомного ледокольного флота сегодня могут допускать лишь люди либо достаточно поверхностного мышления, либо по каким-то личным причинам заинтересованные в отсутствиии атомфлота в РФ. Пусть такие спасательные операции не часты, но не будь «Арктики» в 83-м, сколько бы еще судов с грузами разделили участь «Нины Сагайдак» и что стало бы с Певеком и его жителями?

Хребет «Альфа» и первая приполюсная проводка

НОВОЕ ВРЕМЯ К 1999 году атомный ледокол «Арктика» за 25 лет своей работы прошел во льдах почти один миллион миль, покорил полюс, провел за собой около трех тысяч судов с грузами. Но достойную историю ледокола продолжил новый рекорд. Не заходя в в порт г.Мурманск, «Арктика» ровно 365 суток, с 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года работала в морях Северного Ледовитого Океана, занимаясь проводкой судов на трассах Севморпути (проведено 110 судов), и добавила к своему богатому послужному списку 50 тысяч пройденных миль, из них 32 тысячи во льдах без единой поломки узлов и механизмов ледокола. Атомоход стал своеобразным испытательным полигоном. Моряки доказали ученым, конструкторам, инженерам, что ядерная энергетическая установка атомохода может надежно работать сверх отведенного временного норматива. На момент возвращения из рейса наработка основного оборудования АППУ и обслуживающих систем атомного ледокола «Арктика» составила 146000 часов. Именно эти результаты позволили ученым и эксплуатационникам, морякам Мурманского морского пароходства поставить вопрос о продлении ресурса работы АППУ «Арктики» до 175 тысяч часов, а остальных атомных ледоколов до 150 тысяч. То, что эта задача выполнима подтвердили результаты научно-практической конференции, проведенной 17 мая 2000 года непосредственно на борту атомного ледокола «Арктика», с участием ведущих специалистов науки и промышленности.

Председателю Правительства Российской Федерации М.М.КАСЬЯНОВУ

ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАПРОС

О необходимости государственной поддержки атомного ледокольного флота

…Одной из основ национальной безопасности Российской Федерации, обеспечения надежного и безопасного судоходства на трассах северных морей и в прилегающих районах является атомный ледокольный флот, находящийся в федеральной собственности.

Ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания находятся в федеральной собственности.

В составе атомного ледокольного флота имеется 8 ледоколов, в том числе атомный ледокол "Ленин", который был выведен из эксплуатации после 30 лет работы. Атомный ледокол "Сибирь" находится в "отстое" с 1992 года, а атомный ледокол "Арктика" поставлен в "отстой" в текущем году в связи с выработкой нормативного и продленного ресурсов ядерной энергетической установки. Из-за выработки нормативного ресурса ядерных энергетических установок подлежат выводу из эксплуатации еще четыре атомных ледокола: в 2004 году - "Россия" и "Таймыр", в 2005 году - "Вайгач", в 2006 году - "Советский Союз", только атомный ледокол "Ямал" будет находиться в эксплуатации до 2009 года.…

…По заключению специалистов по эксплуатации судовых ядерных энергетических установок, отсутствие финансирования не позволит провести в 2003-2006 годах работы по продлению ресурсов судовых ядерных энергетических установок, приобретению ядерного топлива и приведет к выводу из эксплуатации шести атомных ледоколов.

Учитывая стратегическую значимость присутствия России в северных морях, сохранения Северного морского пути и атомного ледокольного флота, высокую экономическую эффективность мероприятий по продлению срока эксплуатации действующих атомных ледоколов, а также пункт 9 поручения Президента Российской Федерации от 24 апреля 2000 года N ПР-852, просим Вас, уважаемый Михаил Михайлович, рассмотреть вопросы государственной поддержки и финансирования содержания атомного ледокольного флота.

В августе 2003 года после комплекса работ по продлению ресурса атомный ледокол «Арктика» вновь вышел на трассы Северного морского пути.

Март 2004 года. На 17-е число назначено отплытие атомного ледокола «Арктика», который, двигаясь в сторону дрейфующей станции «Северный Полюс - 32», через две недели должен был снять с льдины участников экспедиции со всем имуществом. Но Северный Ледовитый океан решил иначе. Вал торосов за считанные минуты уничтожил весь лагерь и операция по плановой эвакуации станции превратилась в спасательную. 5 марта 2004 атомоход «Арктика» вышел на помощь полярникам, и продолжал поход вплоть до снятия всего персонала станции авиацией.

Сентябрь 2004 г. Атомный ледокол «Арктика» принимает участие в экспедиции по высадке дрейфующей станции «Северный Полюс - 33», обеспечивая проводку к назначенной точке НЭС «Академик Федоров».

В августе 2005 г. российский атомный ледокол «Арктика» установил очередной рекорд: прошел миллионную милю со дня ввода в строй, что почти в пять раз превышает расстояние от Земли до Луны. До этого ни одному судну подобного класса не удалось достичь такого рубежа. Для сравнения: первый в мире атомоход "Ленин" оставил за кормой 654 тысяч 400 миль.

5 сентября 2005 была завершена работа дрейфующей станции «Северный Полюс - 33», в операции по эвакуации которой участвуют атомоход «Арктика» и НЭС «Академик Федоров». Далее суда совершили переход через центральную часть бассейна Северного Ледовитого океана в акваторию к северу от Новосибирских островов. В результате хорошо подготовленной, уникальной высокоширотной экспедиции двух судов была успешно проведена высадка на дрейфующий лед российской станции «Северный Полюс - 34».

В октябре 2006 г. у архипелага Новая Земля терпит неудачу экспедиция Русского географического общества. Просьбу о помощи в Мурманске получили 8 октября - на шестой день экспедиции.На выручку экспедиции был послан атомный ледокол «Арктика» (позднее к острову подошел и второй ледокол — «Вайгач»). Экспедиционный вельбот с пробоиной под ватерлинией, легко уместился на вертолетной палубе атомохода «Арктика», людям была оказана необходимая помощь.