Старинные русские женские ремесла. Старинные русские женские ремесла Этапы обработки льна в старину

ПЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА ЛЬНА

(условные обозначения и сокращение терминов приведены в первой части Словаря

ПЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА ЛЬНА

Первичная обработка включает в себя действия со льном с целью получения из него волокна. Она начинается с того, что лен после околота расстилают тонким слоем на лугу с целью росяной вымочки. Лежит он на стлище 3-4 недели, до тех пор, пока не отслоится волокнистая часть растения от твердой части стебля. В конце этого периода для проверки готовности льна берут пучок его и разминают в мялке. Готовый на стлище лен поднимают, ставят в бабки , чтобы он просох, сухой лен связывают в вязаницы и везут к овину или на ригу и сушат в специальных помещениях с печью: в овинах, в банях, в домашних печах. Высушенные стебли льна подвергают обработке с помощью ручных приспособлений: 1) отделяют костистую часть от волокнистой, разминая в мялке, 2) выбивают костру особой лопаткой, т.е. треплют, 3) вычесывают остатки костры щетками. В результате такой обработки получают разные сорта волокна, отходы от мятья, трепания, чесания.

В данном разделе выделяются следующие подгруппы: 1) орудия обработки льна, 2) действия и процессы обработки льна, 3) продукты и отходы при обработке льна, 4) результаты первичной обработки льна и единицы счета, 5) названия лиц по участию в обработке льна.

1. Орудия обработки льна

КИЧИ ГА. Деревянный брусок с загнутым плоским концом или чурбачок дерева с длинной рукояткой из сучка - для обмолачивания [с. 22:] головок льна. = Бабы колотушками, мужики кичигами околачивали лен на ладоне у овина. Мак. Выш., Неж., Юр. ● ЧИ ГА. = Лен по гувну ростелём и головки у ево чигам отшастаём. Мак. Марк.

КОЛОТУ ШКА. Деревянный брусок или круглая палка с ручкой для обмолачивания головок льна. Повсем. = Колоколець ото льна сколотим колотушкой на кряже, на плахе, на какой-небудь тесине да потом ишшо симё помолотим молотилом. Мак. Марк. Помногу околацивали льну, от колотушок глято руки-то и болят. Мант. Мос. ● ВАЛЁ К. = Лен околацивали вальком, а то и просто павкой. Мант. Ус. ● ПА ЛКА. = Павку для околота льна угадывали штёбы березовая была, потяжельше. Мант. Сам.

МЯ ЛКА (см. рисунок). Ручное устройство для мятья льна, состоящее из двух столбиков, установленных на расстоянии полутора метров один от другого и высотой до пояса, с закрепленными на них двумя или тремя дощечками, с которыми взаимодействует било (см.). = У мявки две стовбушки, сверьху в их врезаны три дошшэцьки, между ими ходит било (см.). Мант. Ус. ● МЯ ЛЬНИЦА. = Мяльницю на плецё и мять лен к овину пойду. Мант. Хляб. ● ЩЕЛЕВА Я МЯЛКА (в отличие от мяльной машины). = До ковхозов лен мяли шшэлевым мявкам. Мант. Фат. Уйти под мялку . Упасть под мялку при мятье льна (об отходах льна). = Ковда мнёшь лен, непутная куделя, костика уходят под мявку. Мант. Елиз.

Как в мялке. Сравнение . = Едва встанешь утром, руки, ноги болят, как в мялке побывал. Зав. Ильича .

Разновидности мялок

ДВУХЩЁ ЧКА. Мялка с двумя щеками (см. Доски). = В двухшшоцьку лен мяли девоцьки да старухи: она полехце трёхшшоцьки. Меж. Сол. ● ДВУХЩЁ КОВАЯ МЯЛКА. = В нашой деревне не было двухшшоковых мялок, все мяли лен трехшшоцькам. Мант. Шул. ● ОДНОЗУБКА (название мялки по билу... (см.) ) Меж. Алеш.

ТРЕХЩЁ ЧКА. Мялка с тремя щеками (см.). = В трёхшшоцьку мять лен побыстрей, но потяжелей, для облехценья мятья у её середнюю доску (см.) ставили ниже крайных. Мант. Сам. ● ТРЕХЩЁ КОВАЯ МЯЛКА. Мант. Шул. ● ДВОЕЗУ БКА (название мялки по билу (см.) ). Меж. Алеш.

ДВУХЖИ ЛЬНАЯ МЯЛКА. Мялка с двумя отделениями («жилами»), с двумя противоположными билами (см.) , закрепленными в досках (см.) мялки на средине их. В такую мялку мяли лен одновременно две женщины-мяльшыци. = У нас тятя придумав двухжильную мявку с трем шшокам, и мы с сестрой в прибаннике в эту мявку мяли вместе лен. Мант. Под. Смирнова Мария Климентьевна, 1906 года рождения.

[с. 23:] КОРЕНО ВКА. Ручная мялка, стойки которой изготовлены из части дерева с корнем. Повсем. = Кореновка - устойцивая мявка, стоит на лапах-корнях без пошатки. Мак. Ник. ● КОРЕНУ ШКА. = Коренушок мало в деревне. Меж. Род. ● КОРЕНОВА Я МЯЛКА. Мант. Хляб. ● КО ПАНИЦА. Мак. Ун. ● КОПАНУ ШКА. Кол. Запр.

ЛЬНОМЯ ЛКА. Мяльная машина местного, кустарного изготовления с двумя-четырьмя валами, между которыми разминаются стебли льна, приводится в движение конной тягой. Повсем. = Льномявка - первоё облехценьё при ковхозах, тут уж роботали вместе: хто лён подвозив, хто горсти делав, хто в льномявку их подавав, хто принимав горсти. Мант. Шул. ● ЛО МАНКА. = В триццятыя годы в деревнях стали делать ломанки и уж простым мяльницям меньше стали мять. Меж. Сол. ● ЛО МОВКА. = Ломовка у нас в колхозе была с цетырём валам. Меж. Трус. Вставать к горстям у ломанки . Подавать в мяльную машину горсти льна и принимать их, измятые, освобожденные от костры. = Бывало, встаём к горстям у ломанки: одна мятьянка лён горстям подаёт, другая их принимаёт. Меж. Алеш.

Части ручной мялки

БИ ЛО. Подвижная часть мялки (см.) , которой мнут, ломают стебли льна. Повсем. = Тяжелым билом лехце мять лен. Мант. Мос. У трехшшоцьки било выбрато корытецьком, у двухшшоцьки оно - как нож. Меж. Сол. ● МЯ ЛО. = Мялом лён мнут, оно - как рыцяг. Меж. Род., Сол., Мант. Шул. ● ЯЗЫ К. = Повесмо помнёшь-помнёшь да ишшо поскоблишь языком мяльници. Кол. Запр., Меж. Петр.

ДО СКИ, мн. Две или три дощечки, врезанные сверху в стойки мялки, немного заостренные, с которыми взаимодействует било (см.). = В нашой деревне мявки с трем доскам, доски вострыя-привострыя, между им ходит било на шарнире. Мант. Хляб. Ковда доски сильно вострыя, мявка секот лён. Мант. Мос., Сам., Ус., Шул. ● ЩЁ КИ, мн. = В мяльницю с трем шшокам мять потяжеле. Меж. Алеш., Род., Сол., Трус., Мант. Сам., Шул.

ЛА ПА. Широкое основание у каждого из двух столбиков мялки для ее устойчивости. Повсем. = Лапа у стовбушки мявки - крестовина из досок, а бывает и из корня у мяльници-коренушки. Меж. Петр.

ПОДНО ЖНИК. Поперечная планка, связывающая ножки мялки в нижней ее части. = При мятье льна одной ногой упираёсся в подножник, и мяльниця не шатаёцця. Мант. Сам. ● ПЕРЕКОЛО ТКА. = Переколотка связываёт ноги мяльници. Мант. Шул. ● ПОПЕРЕ ШИНА. = Поперёшина внизу крепит ноги мявки. Мант. Хляб.

СТОЛБУ ШКА. Каждая из двух стоек мялки как ее основание. Повсем. = Стовбушки у мявки бывают простыя стовбики али корено-[с. 24:]выя, с остатками корня для лапы (см.). Мант. Знам. ● НОГА . = На ногах стоит мяльниця, сверьху в их доски врезаны. Мант. Шул.

ТРЕПА ЛО (см. рисунок). Дощечка с ручкой (похожая на обоюдоострый меч), которой сбивают с волокон льна костру. Повсем. = У меня было трепало, как стрелоцька. Мак. Марк. Все руценьки трепалом обобьёшь. Мант. Уг. Востроё трепало обрезаёт лён. Мант. Хляб. Сделай, миленькой, трепало, Штёбы серцё не шшыпало, На трепале-то кружок выжог миленький дружок (частушка ). Мант. Фат. ● ТРЕПА ЛЬЦЕ. Уменьш.-ласк. = В бане лён потреплю и трепальцё над дверям подоткну. Мант. Ус.

ТРЕПА ЛКА. Трепальная машина в 30-е годы. Повсем. = Трепавку мы рукам вертели. Мант. Уг. ● САНТА ЛОВКА. Нов. = Лен изомнём агрегатом, отреплём санталовкой, она была с конным приводом, роботать товда нам стало лехце. Мант. Сам.

АГРЕГА Т. Нов. Машина для мятья и трепания льна в 30-е годы. Повсем. = На агрегате мы мяли и трепали лён, у ево цетыре вала для мятья и лопасти для трепанья льна. Мант. Фат.

ЩЕТЬ. Общее название двух видов щёток для чесания льна: железной щети (см.) и ручной щети (см.) = Шшэти у меня обе жывы: железная и рушная. Мант. Сам. ● ЩЁ ТКА. = Я рушную шшэть шшоткой называю. Мак. Ун.

ЖЕЛЕ ЗНАЯ ЩЕТЬ. (см. рисунок) . Щётка для первого чесания льна - колодка с набитыми на ней металлическими, чаще из проволоки зубьями. Повсем. = Отрёпаной лён цесали железной шшэтью: брали повесмо и продёргивали ево внахлёст между зубьями шшэти. Мант. Хляб. Железную шшэть привязывали к скамейке, а у ково она была и на копыле, как пряха. Мак. Ил. Мне в приданоё отець сделал железную шшэть на копыле да ишшо со звоном. Мак. Выш. ● ГРЕБЁ НКА. Мак. Еф., Меж. Сол.

РУЧНА Я ЩЕТЬ (см. рисунок). Щётка для второго чесания льна - пачесания: пук свиной щетины, скреплённый серой или варом. Повсем. = Нацисто лён пацесали рушной шшэтью. Мак. Ун. ● ВОЛОСЯНА Я ЩЕТЬ. = Для пацесанья льна лили волосяныя шшэти. Мант. Мед. ● ПА ЧЕСАЛЬНАЯ ЩЕТЬ. = Пацесальную шшэть на потолок забросила. Мант. Шул. ● ПОРОСЯ ЧЬЯ ЩЕТЬ. = После железной шшэти лён цесали поросяцьёй шшэтью. Мак. Ун. ● СВИНА Я ЩЕТЬ. = Свиной шшэтью повесьмицё, как шовковоё, оцёшошь. Мант. Княж. ● ЩЕТИ ННАЯ ЩЕТЬ. = Шшэтинной шшэтью, бывало, и над водой пацесали. Мак. Ник., Мант. Мос., Уг., Хляб. ● ПАЧЕСЁ НКА. = Пацесенкой цисто-нацисто оцёшошь повесьмицё. Меж. Род. Лить ручную щеть. Делать ручную щеть, скрепляя (заливая) пук свиной щетины серой или варом. = Я сама лила рушную шшэть: собирала сви-[с. 25:]ную шшэтипу, которая пожоссе, в пуцёк, уколацивала её, делала руцьку кубышецькой, скрепляла шшэтину ниткой и обвязывала тряпкой, ставила в банку и заливала ростопленой серой с ёлки али варом, концы шшэтин оставляла незалитыми. Мант. Фат.

2. Действия и процессы первичной обработки льна.

Околот льна

ОКОЛА ЧИВАТЬ. Обмолачивать лён, отделяя головки от стеблей колотушкой (см.). Повсем. Выстоицця лён в десятках на полосе - повезём ево к овину околацивать. Мант. Сам. По две тысяци снопов околачивала за день. Мант. Хляб.

ОКОЛО Т. Действие по значению глаг. околачивать. = Перед околотом лён подсушивали на вешалах. Мант. Еф.

ОКОЛОТИ ТЬ. Сов. к околачивать. = Бывало, нарвём льну в поле, там ево сыромолотом и околотим на половиках. Меж. Сол. Ленныя снопы на ладоне околотим и вытрясём. Мант. Фат.

Расстил и место расстила льна

СТЛАТЬ. Лён тонким слоем раскладывать по поверхности земли для мочки его дождём и росой. Повсем. = Лён стелют на слишшэ тонко, по волотинкам, как половики, и штёбы перекрестин не было. Мант. Мос. ● ПОСТИЛА ТЬ. = После околота надэ лён постилать. Меж. Чер. ● РАССТИЛА ТЬ. = Лён ростилают на лужайку, где росит: волоть будёт лутше и волокно мяхце. Мант. Княж.

РАССТИ Л. Действие по глаг. расстилать. = В колхозах начался расстил соломки. Знамя ком. В августовский ростил бываёт самой хорошой лён. Мант. Фат. ● СТИ ЛКА. = До стилки лён мочили сутки двои в бочагах. Мак. Марк.

ЗАСТИЛА ТЬ. 1. Сплошь покрывать льном какую-нибудь площадь. Повсем. = Раньшэ все овраги и лошшыны застилали льном. Кол. Запр. ● ВЫСТИЛА ТЬ. = Целые кулиги льну выстилали. Мант. Мос.

2. Начинать стлать лён на стлище (см.). По примете о качественной вылежке льна на стлище, первый сноп предлагают постлать женщине, счастливой во льне. Повсем. = Застилай-ко ты, дева, у тебя больше счастья. Мант. Гус. Кто счастливой, давайте лён застилать. Мант. Фат.

СТЛИ ЩЕ. Место обычно на лугу, где расстилают лён для мочки его дождем и росой. Повсем. = Лён стелют на слишшо после празника Преображенья (18 августа по н. ст.). Мант. Мос. Слишшо - это хорошой луг поровней да позеленей. На веретьях, где сухорос да белоус, лён не стелют, на жниву тожо, да со жнивы ево ишшо ветром [с. 26:] завьёт и унесёт. Мак. Марк.

ЗЕ РКАЛО. По давнему обычаю, при окончании расстила льна последний льняной сноп распускают и выстилают из него веерообразный круг - «зеркало». Повсем. = Последний сноп на стлишшэ роскинём, как солнышко, - сделаём зеркало. «Вылёживайся, ленок!» - скажом и перекрестимся. Мак. Шем. // Нов. Зеркало - граница постланного льна звеном или бригадой колхоза. = Ковда коньцяли стлать лён, выстилали зерькало, бывало, и не одно для заметки льна нашова звена. Мант. Шул. // Площадка на стлище, не застланная льном. = Кому ты зерькало-то оставила? Мак. Ник.

Вылежка льна

ВЫ ЛЕЖАТЬСЯ. Пролежать нужное время на стлище (см.) , стать готовым для обработки (о льне). Повсем. = Лён хорошо вылежыцця на травке, на песьяных местах, у рицьки на бережках. Мант. Еф. ● ОТЛЕЖА ТЬСЯ. = Лён отлежицця - дак он розмошыцця у вершынок. Мак. Ун. ● УЛЕЖА ТЬ. = Если лён хорошо улежит, волокно у ево сдираёцця лехко от корня до вершынки. Мант. Мос. ● УЛЕЖА ТЬСЯ. = Лён улежався: стебель стальнова цвета и лыко от ево лехко отстаёт. Мак. Ил.

ВЫ ЛЕЖКА. Действие по глаг. вылежаться. Повсем. = Качественная вылежка льна в августовские росы. Мант. Ус. Август с его обильными росами - самое благоприятное время для вылежки льна. Зав. Ильича . После вылежки на стлишшэ лён розбирают по волотинкам: волотинка стальная, волотинка белая, волотинка рыжая. Мант. Княж.

ЛЕЖА ТЬ. Находиться на стлище (о льне). Повсем. = Лён лежыт на стлишшэ три-цетыре недили, в сухую погоду подольшэ лежыт. Мак. Ил.

ЛЁ ЖКА. Вылёживание льна на стлище. Повсем. = Хорошая лёжка льну на лугу, где замшарило. Меж. Трус. Хорош бываёт и хрушковолотой лён, ковда он изгадаёцця в лёжке. Мант. Мед. ● ЛЕЖА НКА. = В лежанке льну у мамы было сцястьё. Мант. Ус.

НЕДОЛЕЖА ТЬ. Не отлежаться на стлище (о льне). Повсем. = Лён недолежыт на жниве: росы тут ево мало хватают. Кол. Бел.

ПЕРЕЛЕЖА ТЬ. Испортиться от долгого лежания на стлище (о льне). Повсем. = Ежели лён перележыт на слишшэ, он бывает рыжой, отряхавой, одна перхоть в ём, при мятье он весь изломаёцця, уйдёт под мявку: жылы-то в ём нету. Мант. Еф. ● ПЕРЕЛЕЖА ТЬСЯ = Перележыцця лён на слишшэ - одна куделя из ево выходит. Мак. Н.-Мак.

ПЕРЕЛЁ ЖКА. Действие по глаг. перележать. Повсем. = Лён гибнет на перелёжке. Авангард .

[с. 27:] ПОДГОРЕ ТЬ. Стать очень сухим на стлище под действием солнца (о льне). Повсем. = Розослали лён на слишшэ, а рос-то не было, он и подгорев, шыбко ево закалило. Мант. Шул.

РАСКУДЕ ЛИТЬСЯ. Сделаться набухшим, ворсистым, готовым для подъема со стлища (о льне). Повсем. = Лён улежыцця - вершынки у ево роскуделяцця, побилиют. Мак. Шем. ● РАЗМОШИ ТЬСЯ. = Улёжаной лён на слишшэ розмошыцця, набухнёт. Мант. Мед. ● РАСКОСМА ТИТЬСЯ. = Лён роскосматицця на слишшэ - знацит пора ево снимать. Меж. Род. ● РАСПУШИ ТЬСЯ. Меж. Петр.

Подъем льна со стлища.

СНИМА ТЬ. Убирать со стлища вылежавшийся лён. Повсем. = Лён снимают со слишша в бабьё лето, если сырой, ставят в бабки (см.) , сухой прямо из редов вяжут в вязаници (см.). Мант. Ус. На слишшэ берут опуток (см.) , проверяют вылежку льна, ежели он не улежався, поноровят снимать. Мант. Фат. ● ПОДНИМАТЬ. Нов. = Юные ленинцы подняли льна в конуса (см.) с площади 11 га. Авангард .

Обработка льна

Общие наименования

ОБРАБА ТЫВАТЬ. В сочетании с сущ. ЛЁН обозначает действия, связанные с мятьём, трепанием и чесанием льна. Повсем. = Крупной лён полехце обрабатывать: мнёшь - костика от ево лехко отлетаёт. Мант. Шул. Короткой лён плохо обробатывать, особенно трепать - все пальци обобьешь. Мант. Гус. ● ДЕ ЛАТЬ. = С Саватьева дня (10 октября по н. ст.) нацинали делать лён, до Казаньской (4 ноября по н. ст.), до большых морозов надэ ево обделать. Мак. Ил. ● ОБДЕ ЛЫВАТЬ. = Картошку выкопают и лён нацинают обделывать. Мант. Елиз. ● УГО ИВАТЬ. = До Октябрьской лён угоиваём: мнём, треплём, цёшом. Меж. Петр., Род., Трус., Чер.

ОБДЕ ЛАТЬСЯ. Выработаться волокна. Повсем. = Бываёт лён выростёт и пониже, а обделаёцця лутше довгуньця. Мант. Мос. ● ВЫ ДЕЛАТЬСЯ. = Из мевковолотова льна больше выделаёцця волокна, цем из хрушковолотова, повесмо в руках розбухаёт. Кол. Бел.

ПРОДЕ ЛАТЬ. Чисто обработать лён (измять, отрепать и дважды вычесать). Повсем. = Проделаёшь лён - дак он будёт, как шовковой, и в любую нитоцьку пойдёт. Мант. Ус.

Мятьё льна

МЯТЬ. Очищать волокно льна от костры при помощи мялки (см.). Повсем. = Мяли лён на сарае, на дворе, на ладоне у овина. Наберёшь повную горсть сухой, нали горяцёй трески, розломаёшь её на две али [с. 28:] на три цясти, помнёшь в мяльнице перво комель, потом вершынку, соединишь цясти, раза три повернёшь повесьмо, охвыстаёшь, охлёшшошь ево о мявку, оскоблишь языком вершынку, одёрнёшь ево снизу, пригладишь хорошенько, сдёрнёшь цесовоцьку со льну и перевяжошь повесьмо. Шутово ли дело - мять лён: поскаци-ко коло мяльници, силу какую надэ иметь! Как ишшо дюжым топерь после той роботы. Мант. Ус. Мнёшь, взвастриваёшь - только хрупоток идёт. Мант. Сам. ● ЛОМА ТЬ. Меж. Алеш., Петр.

МЯТЬЁ . Действие по глаг. мять. = После мятья лён две недили отлёжывався, от тово он делався волокнистым, потом ево трепали. Мант. Сам. Мама наказывала мне при мятье нешыбко цюцькать лён, а большэ ево хлестать о мяльницю. Мант. Мос.

НАМИНА ТЬ. Мятьём льна приготовить в каком-либо количестве волокна. Повсем. = В цетыре цяса вставали мять лён, одна мятьянка за утро по кирби наминала. Мак. Стар.

НАМИНА ТЬСЯ. Получаться в результате мятья льна. Повсем. = Десятков (см.) по пять из одной пеци наминалось. Меж. Род.

НАМЯ ТЬ. Сов. к наминать. = Сколько намнёшь повес - свяжошь их соломкой. Мант. Сам. Пуд льну за день намну. Мак. Тим.

ОТМИНА ТЬ. Отрабатывать за оказанную помощь в мятье льна. Повсем. = Севодня у меня баню льну измяли, завтра иду отминать к соседке. Мант. Еф.

ОТМИ НКА. Действие по глаг. отминать. Повсем. = У ково не хватало силы овин льну измять, назовут соседей помогать, потом сами идут в отминку к им. Мант. Сам. Ср. отмыв. = Избы перед Паской с отмывом мыли. Мант. Сам.

ПО МОЧЬ. Коллективная помощь жителей деревни кому-нибудь в мятье и трепании льна, в конце работы полагалось угощение. Повсем. = В нашой деревне тамоди ходили к одиноким женшынам на помоци лён мять али трепать, после роботы хозяйка собирала стов. Мант. Елиз.

СМИНА ТЬСЯ. Объединяться для мятья льна с условием отработки. = Бывало, две соседки сминались: мяли лён сперва у одной, потом у другой. Мант. Ус. ● СХВА ТЫВАТЬСЯ. = Ковда лён мяли с овина, приходилось схватывацця. Мант. Ус.

СХВА ТКА. Действие по глаголу схватываться (см. Сминаться). Повсем. = Схватка - это помошь друг дружке по соседству в мятье льна, в молотьбе, в мытье изб. Мант. Мос.

Трепание льна

ТРЕПА ТЬ. Выбивать костру из промятого льна трепалом (см.). Повсем. = Мяли лён с утра и даже ноцью: к стряпне пець надэ бы-[с. 29:]ло опорожнить ото льна, а трепали и цесали лён, как времё позволит. Мант. Фат. После мятья лён две недили отлёжывався, потом ево трепали. Треплют лён, сидя на лавке, на коленка бросят мешок, а то и лапоть привяжут, штёбы не ушыбать ногу трепалом. Потреплют оба коньця повесма, по дилёшецькам розберут, ростопырят волокно, всю костику выбьют из ево. Мант. Ус. Девушке-невесте в шутку говорили: «Трепли так, штёбы пыли больше было на голове: жених будёт кудрявой». Мак. Шем.

ТРЕПА НИЕ. Действие по глаг. трепать. = Если лён для трепанья пересушить, он уйдёт в куделю. Меж. Род. ● ТРЁПКА. = Уж похлебали мы пыли при трёпке льна. Мант. Ус.

ПОДТРЁ ПЫВАТЬ. Трепать лён вторично в случае надобности. Повсем. = Лён подтрёпывали на цистоту. Мант. Под.

СТРЁ ПЫВАТЬСЯ. Части волокна при трепании уходить в отходы. С лыковатова льна мало стрёпываёцця. Мант. Хляб.

Чесание льна

ЧЕСА ТЬ. 1. Вычёсывать специальными щётками (железной и ручной) остатки костры из отрёпанного волокна. Повсем. = Лён чёшут дважды: сперва железной шшэтью, потом рушной из шшэтины. Мак. Ун. Соседки вместе собирались цесать лён в одной бане, каждая своё цесала. Мант. Ус.

2. Чесать лён железной щетью (см.) . = Цесали лён железной шшэтью, пацесали - волосяной. Ковда цёшошь, повесмо в руке держышь крепко, штёбы цесвы волоконныя не лезли. Меж. Трус. ● ОБДИРА ТЬ. = После трепанья лён обдирали железной шшэтью. Мант. Рог., Уг.

ЧЕСАНИЕ. Действие по глаг. чесать. = Цесаньё льна заканьцивали к Казанской (4 ноября по н. ст.). Мант. Еф. ● ЧЁ СКА. До = После чёски куделя вся идёт в дело: прядут из её на ховсты нетонкия, на мешки, на половики, на окутки. Мак. Еф.

ПА ЧЕСАТЬ. Чесать лён вторично ручной щетинной щёткой после обработки железной. Повсем. = Пацесали лён в бане, на дворе, в синнике. Повесмо дилили надвоё, одну прядку клали на голову, штёбы побыстрей взять её с головы и опацесать всё повесомо. Мант. Ус. Для тонкова волокна пацесали лён над водой: в воде видна каждая костичинка. Мант. Шул.

ОПА ЧЕСАТЬ. Начисто обработать лён пачесанием. Повсем. = Опацесаём лён - теперь только пряди. Мант. Елиз.

ПОДЧЕСА ТЬ. Подправить ручной щетью пачесаное волокно перед прядением. Повсем. = Как будёшь прясть - десятоцёк льну развяжошь и повесьмиця перед душницьком подцёшошь, товда кишки из [с. 30:] кужля меньше полезут и нитоцька поровней пойдёт. Мант. Еф.

ПРОПА ЧЕСАТЬ. С особой тщательностью опачесать лён. Повсем. = Пропацесаёшь волокно - дак оно пойдёт в любую нитоцьку. Мант. Ус.

СЧЁ СЫВАТЬСЯ. Сниматься сверху при чесании льна, уходить в отходы. Повсем. = С лыковатова волокна мало сцёсываёцця. Мант. Рог.

3. Продукты и отходы при обработке льна

Треста

ЖИВИ КА. Не отлежавшийся в расстилке, непросохший лён, у которого костра плохо отделяется от волокна. Повсем. = Жывика бываёт, ковда лён на корню не наберёт волокна, али не улежицця, али сырой будёт. Мак. Н.-Мак. Жывика - лён-неулёжок, он плохо проминаёцця. Мант. Хляб. ● ЖИВИ ЦА. = Лён хоть и улежався, но сырой - жывицой ево называют. Кол. Запр. ● ЖИВИ КОВАТЫЙ ЛЁН - тюжклеватой, от ево костиця не отминаёцця. Меж. Сол. // Костра, которая не отминается от волокна. = Жывика, как бисер, сидит на волокне, не отминаёцця. Мант. Шул. Не промнёшь этот лён-неулёжок, в ём одна жывика. Мак. Ил.

МОЧЕНЕЦ. Лён, обделанный после мочения. = Теперь, бываёт, лён не стелют на слишшо, а везут на льнозавод соломкой, там моцят - и называют ево моценець. Мант. Еф.

НЕУЛЁ ЖЕК. Лён, плохо улежавшийся во время расстила. Повсем. = Неулежок, ковда мнёшь, насилу переломишь церез мявку-ту. Мант. Мос. Лён-неулёжок - жывиковатой, от ево костиця не отминаёцця. Меж. Сол. ● НЕДОЛЁ ЖЕК. = От недолёжка лыка хорошова не жди, от ево одна куделя да костика. Мак. Шем. ● НЕУМЯ ТЫШ. = Неумятыш - зоской лён, не проминаёцця, жывиця сидит на ём, не отстаёт. Кол. Бел.

ПЕРЕЛЁ ЖЕК. Лён, испорченный от долгого лежания на стлище. Повсем. = Перелёжок, ковда мнёшь, весь изломаёцця, уйдёт под мявку: жылы-то в ём нету, волокно из перелёжка бываёт рыжоё, отряхивоё, одна перхоть. Мант. Еф. ● ПЕРЕЛЁ ЖАННЫЙ ЛЁН = Иногда перелёжаной лён бываёт помяхце улёжанова и волокно хорошоё из ево выходит. Мант. Мос.

СТЛА НЕЦ. Лён, обделанный после лежания на стлище. Повсем. = В нашых местах лён только слали на слишшо, дак он и есть сланець. Мант. Знам.

ТРЕСТА . Вылежавшиеся на стлище стебли льна, из которых получают прядильное волокно. Повсем. = Треста - улёжаной лён. Мак. Ник. Август с его обильными росами - самое благоприятное время [с. 31:] для вылежки тресты. Зав. Ильича . ● ТРЕСКА . = При колхозах лён треской сдавали государству. Мант. Под. ● ЛЬНОТРЕСТА . = Из колхоза доставили на льнозавод 19 тонн льнотресты. Авангард .

УЛЁ ЖАНЫЙ ЛЁН. Хорошо отлежавшийся на стлище лен. Повсем. = Из улёжанова льна повесма выделываюцця, как обстриженыя: штё вершынка, штё комель, у их одинаковыя, волокно - как шовковоё. Мант. Княж. От улёжанова льна костика отстаёт, как ото льда. Мант. Шул.

Волокно

ВОЛОКНО . 1. Внешняя волокнистая часть стебля льна, очищенная от костры. Повсем. = Из мевковолотова льна много наминаёцця волокна. Мант. Гус. Волокна нынче получили с гектара на 55 кг больше прошлогоднего. Авангард. ● ЛЁН. = Раньшэ ховсты ткали изо льна. Меж. Трус. ● ЛЬНОВОЛОКНО . = Льноволокно сдавали по номерам. Знамя ком.

2. Волокно высшего качества, чисто отрёпанное и дважды вычесанное. Повсем. ● ВОЛОКНО . = Прясть любила волокно, только нитоцьки пошшавкивают. Меж. Чер. На полотно идет цистоё волокно, на половики - изгреби. Мант. Хляб. ● ЛЁН. = Прежде лён пряли да куделю грызли. Мак. Еф. Мати прядёт лён, а доци - куделю. Меж. Род.

ВОЛОКНИ СТЫЙ ЛЁН. Тонкое, мягкое волокно, которое получают из отлежавшегося на стлище льна. Повсем. = Повесьмицё волокнистова льна оцёшоцця гладкоё, мяхкоё, положышь руку на ево - пальци знать, и напрядёшь из ево тонко. Мант. Знам. ● ТОНКОВОЛОКНИ СТЫЙ ЛЁН. = Тонковолокнистый лён в любую нитоцьку пойдёт, ево на полотна тонкия да на повязки пряли. Мант. Мос.

ЛЫ КОВАТЫЙ ЛЁН. Тонкое волокно, погрубее волокнистого волокна (см.) из отлежавшегося на стлище льна. Повсем. = Крупной-то лён полехце обробатывать, волокно из ево выходит лыковатоё и как шовковоё. Мант. Шул. Лыковатой лён бывает как моцяло, нали слизкой и с ево мало сцёсываёцця. Мант. Рог. ● ЛЫ КОВАТОЕ ВОЛОКНО. = Из мевковолотова льна лыковатоё волокно выминаёцця. Мант. Шул. ● ЛЫ ШНЫЙ ЛЁН. = Из лышнова льна нитка не такая тонкая, как из волокнистова. Кол. В.-Пол.

МАСЛИ ЧНЫЙ ЛЁН. Особо качественное, маслянистое волокно. = Маслицьным бываёт лён-мевковолотка, ковда он хорошо улежыцця на стлишшэ, ковда кажная волотинка ево соньцё видяла; волокно такова льна масленистоё, нали к руке прилипаёт, повесьмо - тяжёлоё, как кистень, и свитицця. Мант. Фат. Хлябинова Н. П., 1908 года рождения.

ПЕСИ ГОВАТЫЙ ЛЁН. Грубое, жёсткое волокно не улежавшегося на стлище льна, чаще крупностебельного. Повсем. = Песиговатой лён будёт, ковда ево товстенько постелёшь и он неровно вылежыцця, такой лён и мять не мнёцця и трепать не треплёцця, весь он какой-то пёстрой и грубой. Мант. Еф. Улёжаной лён - как шовковой, а неулёжаной - песиговатой: повесьмиця нежыловатыя, с песигами, похожыми на перхоть. Мант. Мос. Ср.: Песиговатая овечья шерсть - зимнина, у её товстой, грубой волос, как пружина. Мант. Уг. ● СПЕСИ ГОВАТЫЙ ЛЕН. = Хорошой лён - повесмо, как девицья коса, а спесиговатой - как оборваной. Мант. Еф. // Спесиговатый. Перен. О грубом, невыдержанном человеке. = Спесиговатой, по-нонешному, - это вроде психоватой целовек. Мант. Шул. ● СПЕСИ ВЫЙ. = Спесивый лён - грубой, жёской, как куделя. Мант. Уг. ● БРЫ СОВАТЫЙ ЛЁН. = хрушковолотка и ковда он не улежицця на стлишшэ, это негладкий, ершоватой лён. Мант. Мос. Ковда прядёшь, скажошь: «Ну какой ты брысоватой, лён, брысы-то, как ерши, как колюцьки». Мант. Шул. ● БРЫ НОВАТЫЙ ЛЁН. - негладкой, из кудели глядит, как и песиговатой. Мант. Шул. ● БРЫ НЦЕВЫЙ ЛЁН. = Брынцовой и песиговатой лён - одно и то жо: нелыковатоё, жёсткоё волокно льна-неулежка. Мант. Сам. // Вероятно, от слова брынцевый образована фамилия Брынцев, имеющая место в деревнях Леонтьево, Медведево и Шулёво Мантуровского района.

ЖИВИ КОВАТЫЙ ЛЁН. Волокно не улежавшегося на стлище льна с остатками костры на нём - живики (см.). = Жывиковатой лён - непролёжаной, костицины от ево не отстают, сидят на ём, как пришыты. Мант. Уг. Костика от жывиковова льна не отминаёцця, не стрёпываёцця и не сцёсываёцця, хоть заскоблись, такой лён и прясть тонко не даёцця. Мант. Мос.

Куделя

КУДЕ ЛЯ. Вычески льна (см. Изгреби и Пачеси), идущие для изготовления нетонкого холста, половиков и пр. Повсем. = Куделя - это изгреби и пацеси, пряли их на простыя ховсты, на мешки, на половики, на разныя постилы. Мант. Ус. Украду у матери кудели и куплю на её пряницьков у маслеников. Мант. Фат. На потолоке куделю сложышь по сортам: в одну поленницю - пацеси, в другую - изгреби. Мант. Хляб. // Свёрток кудели. = С десятка нацёсывалась одна куделя. Мант. Сам. ● КУДЕ ЛЬКА. Уменьш.-ласк. = Пацеси куделькам завивали. Меж. Сол. Куделю грызть . При прядении растеребливать прядки кудели зубами. = Раньше мы лён пряли да куделю грызли. Мак. Еф. Мать ленок прядёт, а доци куделю грызёт. Меж. Сол.

Из кудели глядит . О плохом волокне, которое похоже на очёски льна, т. е. на куделю. = Брысоватый лён (см.) из кудели глядит, при мятье и трепанье обрываёцця. Мант. Шул.

ВЫ МЯТКИ, мн. Омялье (см.) , вторично пропущенное через мялку. Повсем. = Из-под мяльници соберём омяльё, кружков из ево наделаём, помнём их в мявке и вымятки в связки свяжом. Мант. Хляб.

ИЗГРЕ БИ, мн. Первые вычески льна (железной щетью), волокно низкого качества, из которого выпрядали нитки для грубого холста, идущего на мешки, на половики. Повсем. = «Изгреби да отрепи прясь тибе, а не в школу ходить», - говорили мне дома. Меж. Род.

ОМЯ ЛЬЕ. Отходы при мятье льна: грубое волокно пополам с кострой, падающее под мялку. Повсем. = В омяльё идёт путаной лён, лён-перелёжок, пояски от снопов. Мант. Уг. Омялинка - клочок омялья. = Прежде и хохла не оставят под мявкой, всякую омялинку приберут. Мак. Ник. ● ОМЕ ЛЬЁ. = Омельё на разныя затыцьки шло, дома им конопатили. Меж. Сол., Петр., Род., Трус., Чер.

ОТРЕ ПИ, мн. Отходы при трепании льна, волокно самого низкого качества. Повсем. = Отрепи перетрясём и копром сложым на сарае. Мант. Уг. И отрепи прежде припрядали: надэ было цево-то носить. Мант. Шул. Из отрепей у нас верёвки вили. Меж. Сол. ● ОТРЕ ПЬЕ. Меж. Трус.

ПА ЧЕСИ, мн. Вторые вычески льна (ручной щетью), волокно среднего качества. Повсем. = Пацеси после рушпой шшэти в кудельки завьём и испрядём на муськия рубашки и штяны. Мак. Ил. Пацеси пряли на вылюдныя и носильныя онуци, на портянки на руки и на ноги. Мант. Мос. Пацеси белыя-розбелыя на полотна пряли. Мант. Фат.

Жёсткие остатки

КОСТИ КА. Отделяемая от волокна внутренняя одеревеневшая часть стебля льняного растения. Лён мнёшь - костика так и отшшалкиваёт от мяльници. Мант. Хляб. От комля льна костика лехко отминаёцця, а вершинку скыркаёшь-скыркаёшь. Мант. Сам. Если костика не отминаёцця, знацит лён не улежався на слишшэ али тюжклёватой. Кол. Запр. Подтрёпывали лён на цистоту, штёбы не одной костицины не оставалось в повесме. Мант. Мед. Костичина. Маленький колючий кусочек стебля льна. = При мятье льна, бывало, костицина попадёт в глаза. Кол. В.-Пол. ● КОСТЕРЯ. - Лён-хрушковолотка хорошо мнёцця, а у мевковолотова льна костеря сидит, как в мешке, не отминаецця. Мак. Еф., Марк., Неж. ● КОСТИ ГА: = Костига ото льна валицця под мяльницю. Мант. Еф. ● КОСТИ ЦА. = Костицю вывозили в полё и сжыгали. Меж. Петр., Род., Трус.

Процесс обработки льна от уборки до получения готового волокна складывался из следующих этапов: мочение, расстилание, досушка в овинах, мятье, трепание и чесание. Все виды работ выполнялись женщинами.

Обработка льна влагой производилась для облегчения отделения волокон от древесинных частей стебля. В Олонецкой губернии бытовало два способа влагообработки - росение и мочение. В Пудожском уезде предпочтение отдавалось мочению льна в естественных водоемах - озерах и речках. В Петрозаводском уезде лен замачивали в заливах Онежского озера. 043 В деревнях Заонежья иногда использовали ямы, оставшиеся от добычи глины. 044

Сноски смотрите в конце статьи.

Как правило, выбиралось тихое, спокойное место (омут, заводь, залив), без быстрого течения, чтобы лен не заносило илом и песком. 045 Выбор места для замачивания зависел в большей степени от свойств самой воды, которые влияли на качество и окраску льна. Лен, вымоченный в озерах, всегда приобретал белый цвет. Лен, моченый в речках, мог оказаться другого цвета. В речках с темной водой вымачивали подмороженный лен, чтобы скрыть красноту мерзлых стеблей. От прибылой воды лен получал грязный цвет. 046 Изменялся цвет льна и в воде на красном песке или красной глине. В жесткой воде лен не доходил, поэтому мочище не устраивали рядом с растущей ольхой: дубильные вещества от опавших листьев делали воду жесткой. Вода на подзоле переедала волокна. 047

На качество льна влияло и время погружения. При позднем замачивании даже в хорошей воде лен мог синеть. При ранних морозах лен поневоле мочили дольше, дожидаясь потепления, а долгое вымачивание уменьшало прочность льна. Поэтому предпочтительнее всего оказывались ранние сроки вымачивания. 048 Крестьяне с достатком, не испытывающие острой сиюминутной нужды во льне, оставляли его до следующего лета и вымачивали при устойчивой теплой погоде. Однако это было скорее исключением, чем общим правилом.

Если «мочище» располагалось в речке с ощутимым течением или в заливе большого озера, его ограничивали часто вбитыми в дно кольями. В окрестностях Шалы в дно забивали 4 сваи, на которых с помощью горизонтальных жердей устраивали подобие клетки, свободно пропускающей воду, но удерживающей снопы. При слабом течении ограничивались только кольями.

Лен подвозили к «мочищу» на возах, плотах или лодках. Уложенные в воду снопы прижимались гнетом - жердями, сучьями, тяжелыми чурками – «бревешками». В дер. Кривцы связывали комлями два березовых бревна, между которыми защемляли снопы. Затем, связав вершины бревен, оставляли их на берегу, а комли со льном опускали в воду, сверху пригнетая сучьями. 049

Длительность мочения зависела от погодных условий, а также качества льна и продолжалась от 4 - 7 дней до 3 - 4 недель. Готовность льна определялась с помощью проб – «опытков». Горсть льна сушили в печи, мяли на мялке, испытывая, хорошо ли отделяются древесные волокна («костица») от лубяных.

К моменту готовности льна от мочища и от вымоченных стеблей начинал исходить гнилостный запах. Лен становился скользким, неприятного зеленовато-желтого цвета. 050 Лен выполаскивали, отжимали руками (в Заонежье - «багровищами») и ставили в небольшие бабки, верхушками вниз, чтобы вода стекла и лен согрелся.

Просушка льна после вымачивания приходилась обычно на последние числа августа и сентябрь. Для стлания льна особенно хороша была погода с частыми дождями, росами и туманами. Опасались снега, так как из-под него нельзя было достать лен. Место стлания льна («стлище») выбирали на пожнях, на лугах («на мураве»), возле вешал и «зародников» 051 , то есть - в тихих, защищенных от ветра местах.

Стлание льна происходило следующим образом: по стлищу «челноком» двигался воз со льном, с которого сбрасывали снопы так, чтобы они ложились в ряд, с небольшим промежутком. Следом шла крестьянка, которая серпом разрезала жгуты и тонким слоем, рядами, расстилала стебли.

На ветру и под солнцем лен сох и отбеливался. Через неделю стебли, высохшие только с одной стороны, сгибались дугой, причем здоровое сильное волокно сгибалось сильнее. Чтобы стебли выровнялись, их переворачивали, пользуясь для этого палкой с заостренным концом и граблями. А через некоторое время снова брали «опытки», сушили их и мяли, определяя готовность волокна. 052

В условиях севера лен не всегда успевал вылежаться, поэтому часто на 2 - 3 дня лен развешивали на зародниках, оградах, опирали на остожье, следя за тем, чтобы стебли не падали и не путались.

Иногда для досушки лен связывали в снопы и ставили комлем вниз у изгороди.

Со стлища лен снимали только в сухую погоду, вязали в снопы («тукачи») и везли в сухое место (в овин, на гумно и пр.). 053 Уборка льна со стлища приходилась на конец сентября - первые числа октября. 054

Осеннее вымачивание и стлание требовали обязательного досушивания льна у печи. Сушили лен в октябре, после сушки хлебов. В ригах под потолком устанавливались толстые жердиколосники, а над ними тонкие жерди – «разлуки». Снопы развязывали, и лен «садили» - ставили стебли вертикально на колосники, опирая верхнюю часть стеблей на «разлуки».

Для сушки льна хватало одной топки печи. «Садили» лен в «ригачу» в середине дня и к часу ночи, к первым петухам, лен был уже готов. Реже сушка занимала сутки, а то и двое. Во время сушки опять брали «опытки», переламывая стебли и, по треску, либо по тому, как отскакивает костица, определяли готовность льна. Одновременно стерегли, чтобы лен не пересох, иначе он становился ломким и шел в паклю. Если не было риги, лен сушили в банях, где тоже под потолком устанавливали два ряда жердей 055 . Хорошо высушенный лен у льноводов России назывался «льняной трестой».

Чтобы отделить древесину от волокон, льняную тресту мяли мялками разного вида и назначения. Их делали в своем же хозяйстве, или, что было реже, приобретали у кустарей. Мяли лен в три приема.

Сначала использовали тяжелую наклонную мялку – «мялицу» (илл.3). Мялица разламывала костицу и частично ее удаляла. Делалась она, как правило, из комлевой части бревна с корневищем. Раздвоенный корень образовывал ножки, приподнимающие передний рабочий конец мялки. Другой конец лежал на полу. Из бревна вдоль его длины вырезалось трехгранное било («язык»), толщиной в четверть окружности бревна, или немного меньше того. Нижний конец била скреплялся с бревном либо кольцом из прутьев, либо деревянной или железной осью. Таким образом, било становилось ножевидным подвижным рычагом, разламывающим в полученном желобе жесткую оболочку льняного стебля. Для удаления сора в дне желоба часто прорезали отверстие. Если льна было много, могли использовать мялку, с двойным билом: на нижней его поверхности делали не одно, а два ребра. Такие мялки, почти без изменений конструкции, бытовали во всех льноводческих местностях Олонецкой губернии. Они представляли собой наиболее древний тип орудий, остатки которых обнаруживались в археологических слоях Новгорода 11-14 веков.

Затем лен мяли на легких горизонтальных мялках столярной работы –«бросальницах» (илл.4), которые имели тот же принцип действия, но несколько иную конструкцию, и выполняли то же действие, но более тонко и чисто. На мялице – «мнут», на бросальнице – «бросают» и «перебрасывают», в третий раз пропуская через нее льняную тресту. Для лучшей очистки волокон щель «бросальницы» обворачивали старой сетью или грубой тряпицей. Такое тщательное, многократное мятье было свойственно, пожалуй, только Пудожскому уезду и некоторым местностям Заонежья. Для сравнения, в юго-западных районах Карелии лен мяли только два раза: на бревенчатой мялке и легкой мялке столярной работы.

Лен начинали мять, как только он достигал готовности, стараясь выполнить всю работу за день, с первых петухов до вечера, пока лен еще теплый и не впитал влагу. Заранее на гумно из дома привозили мялки и бросальницы. В банях лен мяли в предбаннике или перед баней.

Работа на мялицах происходила следующим образом. Горсти тресты клали поперек бревна мялицы и вдавливали билом («языком») в щель, отчего костица ломалась. «Язык» поднимали, передвигали горсть и снова надавливали. Когда костица на большей части стебля измельчалась, горсть переворачивали, брали за другой конец и проделывали всю операцию снова. Затем тресту зажимали билом и продергивали, удаляя костицу и оборванные волокна. Те же операции проделывали на бросальнице, пропуская через нее лен один - два раза. 056 В день одна крестьянка обрабатывала до 2 пудов волокна.

Мяли лен в холодное осеннее время, когда на улице уже мог лежать снег. Работать было холодно, и на руки одевали рукавицы. В это время в риге собиралось много девушек. Иногда на санях, иногда «на колясках» к риге подъезжали парни. Тяжелая работа на краткий срок переходила в веселье: «Попляшем, попляшем, а потом снова лен мнем». 057

Для того чтобы отделить от волокна остатки костицы и добиться надлежащего разделения волокон, сразу же после мятья лен трепали. Причем спешили, чтобы он не успел впитать влагу. Если же это случалось, волокна приходилось снова досушивать. Трепанье могли выполнять «обмолотом», ударяя волокном о столб или стену, но чаще трепанье выполняли с помощью «трепала» («тр¨палье»), легкой дощечки из хвойного дерева лопатообразной или ножевидной формы. Для сильного льна со здоровым волокном брали тяжелое длинное трепало. Для слабого путаного льна требовалось трепало легкое и короткое. Трепали лен, удерживая конец горсти на коленях или в руке на весу. Вершинный конец наматывали на кисть левой руки и били по свисающему концу, все время подергивая волокна вверх, отхлестывая их о другое ребро трепала и поворачивая. Так же обрабатывали другой конец горсти. Затем пучок льна выворачивали внутренними волокнами наружу и опять трепали поочередно оба конца. При работе тщательно соразмеряли силу и направление удара. При трепании иногда перекидывали лен через мялицу или край ушата. Использовали для этого и специальное приспособление в виде короткого вертикального бревнышка, к торцу которого ребром прибивали горизонтальную доску, через которую и перекидывали лен. 058

Хотелось бы отметить, что в Заонежье трепалом почти не пользовались. Для чистого отделения костицы применялось другое орудие – «трепальница» 059 , принципом действия напоминавшее мялку-«бросальницу», но имевшая значительно меньшие размеры. В такой трепальнице вместо щели устраивали небольшой лоток, куда вкладывали подушечку из дерна или мха («клоч»), мягко удаляющую сор и обрывки волокна (илл.5).

Трепаный лен сортировали по цвету и качеству.

После мятья и трепанья оставались отходы из костицы и обрывков волокна -»отрепья». Отрепья (пакля) использовались для свивания жгутов, которыми перевязывали лен, для витья грубых веревок, для конопатки бревенчатых строений. Иногда паклю очищали от костицы, протирая ее в решетах или подбрасывая вверх и ударяя палочками.

Костицу в Пудожском уезде почти никогда не использовали, часто ссыпали в навоз или сжигали. Любопытна запись, сделанная автором в д. Бочилово Пудожского района: «Костицу не использовали - очень жестка. Ни на подстилку скоту, ни на корм… Везли на берег и сжигали. Детей звали: «На рябейку пошли, ребейку жгать!» 060 . И. Ю Винокурова приводит сведения о подобных обрядах у вепсов, среди русского населения Кондушского погоста Вытегорского уезда, об аналогичном сжигании кострицы у русских Тотемского уезда Вологодской губернии. 061

После трепанья лен чесали. Необходимо отметить, что в разных местностях России чесание льна производилось с различной тщательностью и разными орудиями. Так, многократное чесание льна существовало только в средне-волжских и северо-восточных губерниях, в том числе – и в Олонецкой. В остальных губерниях довольствовались одноразовым прочесыванием. 062 В Олонецкой губернии лен чесали 2-3 раза. В Пудожском уезде встречалось и четырехкратное прочесывание льна. 063 В средней части России и в некоторых более северных губерниях лен чесали на деревянном гребне при помощи маленькой гребенки, а затем прочесывали волокно щеткой из грубой щетины. В Олонецкой губернии было принято чесать лен только щетью. Известно, что щетка в качестве единственного орудия чесания была известна в Новгородской, Псковской областях, а также в пределах новгородской колонизации на Севере. 064

В Олонецкой губернии щети делали сами, либо покупали у соседей или торговцев. Изготовлением простейшего вида щетей для нужд собственного хозяйства занимались, как правило, дети и старые женщины. Щетину связывали в пучок, в середину которого вставляли деревянный стержень. Стержень с концами щетины обматывали ветошью, или волокнами льна, и обмазывали еловой смолой. После просушки свободный конец щетины расправляли зонтиком и между щетинками тоже наливали смолу. Иногда, чтобы зафиксировать зонтичную форму, к месту привязки щетины прикреплялась специально выкроенная воронка из кожи, а позднее – из картона, скрывающая наполовину щетинный конец. 065 Щети другого вида обрабатывались на токарных станках, покрывались лаком, и были продуктом ремесленного производства, а также товаром, продававшимся на ярмарках или разносчиками в деревнях. (Илл.6).

Чесание льна доверялось только самым опытным работницам: «Щетью чешет всегда сама мать». Чесали лен дома (в Заонежье - в бане). Горсть льна клали на колени и, придерживая и поворачивая ее левой рукой, правой расчесывали щеткой.

Оставшееся на щетке волокно использовали для разных нужд. При двукратном чесании первый очес назывался «изгребы» и шел на изготовление грубого холста, «рядины». Второй очес - «пачесы» - давал при прядении нить для утка. При трехкратном чесании первый очес -»оконечья», «изгребы» шел для «рядины», «толстого» (грубого холста). Второй очес - «середни изгребы» - для «простыни», то есть для простого полотна, шедшего на рубахи, станушки и пр. Третий очес - «пачесы» - годился для уточной нити «тонкого», то есть тонкого полотна высокого качества, использовавшегося для полотенец. При четырехкратном чесании первый очес - «отрепы», второй очес - «изгребы», третий - «основны пачесы», четвертый очес - «уточны пачесы». 066

То, что оставалось в руке работницы после многочисленных вычесываний, называлось уважительным словом «лен». Нити, спряденные изо льна, шли на основу ткани, а для особо тонких полотен - и на основу, и на уток.

На этом процесс обработки льна для получения волокна завершался. Лен связывали в связки определенного размера, по которым велся счет при использовании в хозяйстве или при продаже. Своеобразной мерой льна от уборки до начала прядения была его горсть, или «пясть». Горсти отсчитывались при вязке снопов, горстями мяли и трепали волокна. Горсть трепаного и чесаного льна, скрученная особым образом в рыхлый моток, называлась «повесмо» («повесьмо»). Двадцать повесм составляли «куклу». Куклы обвязывали и складывали в холодное помещение до продажи или дальнейшего использования. 067 Попутно подчеркнем, что названия «повесмо» и «кукла» были, в основном, характерны для Новгородской и Псковской областей.

Попытка реконструкции процесса обработки льна показала, что многообразие и разработанность традиционных навыков и приемов получения льняного волокна, бытовавших среди русских крестьян Пудожья до середины ХХ столетия, составляют богатый пласт традиционной аграрной культуры, которая, с одной стороны, лежит в рамках северной русской традиции, с другой стороны - имеет и свои местные особенности. Было бы полезно выявить локализацию отличий в приемах и технологии выращивания льна применительно к территории всей Олонецкой губернии. Однако это - задача новых исследований.

Сноски

043 Современное состояние льноводства... .С.274.

044 Записано от Авериной К.П., д.Великая Губа. Набокова О.А. Экспедиционный дневник поездок по Заонежью.1985 - 1987 гг.
045 Набокова О.А. Экспедиционный дневник...1985 год. С.2, 29.

046 Рыбников П.Н. Указ. соч. С. 147.

047 Зотов Н.К. Указ. соч. С.25.

048 Рыбников П.Н. О разведении льна в Пудожском уезде... . С.147.

049 Набокова О.А. Экспедиционный дневник....1985 год. С.29; Экспедиционный дневник... 1986 г. С.22, 28, 38, 69.

050 В конце Х!Х - начале ХХ веков существовал закон, запрещавший мочку льна в естественных водоемах, служащих источником питьевой воды, так как вода у мочища заражалась гнилостными микроорганизмами. (Современное состояние..., С.67).

051 Набокова О.А. Экспедиционный дневник... 1985. С. 17, 21, 30, 54 и др.

052 Там же, с. 2,30; Экспедиционный дневник...1986 г. С.14, 15, 22, 53.

053 Набокова О.А. Экспедиционный дневник... 1985. С.17, 30, 55. Экспедиционный дневник...1986г. С. 23, 29,70.

054 Современное состояние.... С. 274.

055 Набокова О.А. Экспедиционный дневник... 1986 г. С. 15, 23, 39, 46, 53, 70.

056 Набокова О.А. Экспедиционный дневник... 1986 г. С.29, 70 и др.

057 Набокова О.А. Экспедиционный дневник... 1986 г. С.29.

058 Набокова О.А. Экспедиционный дневник... .1986 год. С.30, 16.

059 См. Фонды музея "Кижи" КП-8/45, 1671, 1682.

060 Набокова О.А. Экспедиционный дневник... .1986 год. С.47. Информатор - Канаева Александра Осиповна, 1903 г.р., уроженка д.Демидовской, Замойского сельского совета, Андомского р-на.

061 Винокурова И.Ю. Аграрная обрядность начала зимы у вепсов (конец 19 - начало 20 вв). // Обряды и верования народов Карелии. Петрозаводск, 1992. -С. 21-23.

062 Современное состояние льноводства.... С.LXXYIII.

063 Набокова О.А. Экспедиционный дневник.... 1986 год. С. 61.

064 Лебедева Н.И. Прядение и ткачество.... С. 479.

065 Набокова О.А. Экспедиционный дневник... .1986 год. С.16, 46, 54. Экспедиционный дневник....1985 год. С.3, 56.

066 Набокова О.А. Экспедиционный дневник... .1985 год. С.4, 19. Экспедиционный дневник....1986 г. С. 34, 47,54, 61, 71-72.

067 Набокова О.А. Экспедиционный дневник... .1985 год. С.18.

Лен многих крестьян просто выручал на Руси. Из льна пряли нитки, из которых ткали повседневную и праздничную одежду, скатерти и другие предметы домашнего обихода. Из семян льна получали льняное масло, на нем готовили пищу. Секреты выращивания льна, а затем его сбора, обработки, весь технологический процесс подготовки льна к получению пряжи, а затем и готовых текстильных изделий - все это передавалось из поколения в поколения в каждой крестьянской семье, в каждом доме.

Лен выращивали в поле, собирали. Обработка растений для получения растительных волокон в старину начиналась с мочевила - канавы, где стебли топили на две-три недели, придавливая их притугами и добавляя туда же навоз и золу. Иногда для мочки льна рыли специальную яму (копань), выбирая место для нее поближе к болоту. В мочевиле в результате процессов брожения разрушались многие растительные клетки, кроме прочных лубяных волокон, которые как раз и нужны для изготовления прочных ниток.

То, что оставалось в мочевиле от снопиков льна, высушивали на стлище (на поле).

Высушенную траву - тресту, мяли в специальной мялке, по другому - мялице - колоде с продольным желобом, к которой на шарнире был соединен тяжелый брус с ручкой - било. Жесткие, деревянистые части стволиков (кострика) разбивались в кусочки, а гибкое и прочное лубяное волокно оставалось целым и невредимым. Важность этой процедуры крестьяне отметили пословицей "Недомнешь мялкой, так и не возьмешь прялкой".

Затем трест трепали, ударяя пучком размятых стеблей о столб или перекладину, либо, наоборот, били деревянным трепалом по тресте, выбивая из нее кострику. И, наконец, тресту расчесывали деревянным гребнем, готовя волоть, а потом чесали щеткой из жесткой щетины, отделяя пачеси или изгребья, идущие на второсортный подкладочный холст, от чистеца, сортового льна.

Очесанный лен, поделенный по качеству на три сорта - изгреби, пачеси и собственно лен, - дергали, теребили и расшиньгивали (взбивали, распушали). Этот большой пушистый клубок ровно разверстывали на столе, спрыскивали водой и осторожно скатывали в куделю. Из кудели уже пряли пряжу.

Пряли лен женщины и даже девочки, а вот выучиться ткать удавалось лишь самым трудолюбивым и настойчивым. Кстати, именно ткачихи и прялки были одним из основных выдумщиков песен и сказок народного фольклора - монотонность ткацкого труда вынуждала женщин скрашивать свою работу различными песнями, шутками-прибаутками, присказками устного народного творчества: девушки с песнями и потешками пряли пряжу, а рукодельницы ткали ткани.

Сидя на прялочном копыле, девушка левой рукой вытягивала волокно из кудели, а большим и указательным пальцами правой руки крутила веретено. Нитка особой петелькой закреплялась на остром веретене, скручивалась, пока хватало руки, отводимой все дальше и дальше, вправо и слегка назад. Вытянув нить, пряха сматывала ее сначала на пальцы, а с них навивала уже на веретено. Так и получалась пряжа.

А уж из пряжи на деревянных ткацких станах ткали ткани. Из тканей шили одежду. Красивая, тщательная обработка льна позволяла носить нижнюю одежду практически всю жизнь, даже передавая по наследству. Верхнюю же одежду носили много лет, бытовые изделия из холста - полотенца, платы, скатерти - тоже служили нескольким поколениям. Лишь рукавиц ненадолго хватало хорошим работникам.

Видео для детей, как в стародавние времена проводили обработку льна для урока по предмету окружающий мир 2 класс (учебник Плешакова). Нажмите play, чтобы начать просмотр.

Одежда всегда играла важнейшую роль в культуре всех народов всего мира. Ведь она не только скрывала наготу, защищала от холода и солнечного жара, но и демонстрировала статус и богатство своего владельца: вспомните церемониальные костюмы царей, императоров, королей и знати всех времён вплоть до ХХ века. Так было в древности, так остаётся и поныне.

На Руси одежда тоже играла «демонстративную» роль. Признаком достатка или боярского происхождения были ценные меха: соболь, куница, чёрная лиса, горностай. Но мы сегодня поговорим об одеяниях простого люда, а точнее, о старинном способе изготовления тканей.

Изготовление волокон

Сейчас одежда удобна, но не практична. Раньше она была, может, и не столь комфортной, но зато из натуральных тканей. Самая распространённая ткань на Руси – льняная. Лён был известен нашим предкам ещё до зарождения государственности. Это травянистое растение с симпатичными голубыми цветками весьма неприхотливо к природным и погодным условиям. Но превратить его в пряжу было трудоёмким занятием.

Первым делом лён собирали (вернее, брали) – вырывали из земли вместе с корнями. Затем сушили, разложив небольшими снопиками. После просушки ему обрывали головки, размочаливали и раскладывали на траве, чтобы стебли день ото дня впитывали в себя утреннюю росу. Цель такой обработки – позволить волокнам легко отделиться от жёсткой сердцевины стебля. Промокание росой могло занять достаточное количество времени: до нескольких недель.


В итоге, промоченные стебли (тресту) снова просушивали и снимали с них волокно. Оставшаяся пакля шла на изготовление верёвок, а мягкое волокно (кудель) трепали, расчёсывали и разделяли на ленты, которые назывались ровницами.


Для изготовления шерстяной пряжи годился остевой волос овцы, козы, кролика, лисы, иногда енота, бобра и даже куньих. Шерстяной покров состригали с животных в момент максимального роста шерсти – сразу после окончания осенней линьки, когда животные наращивали в зиму густую «шубу». Затем снятую шерсть (с овец и баранов она называется руном) перебирали от случайного мусора, промывали от грязи и от естественной жирной плёнки, трепали и прочёсывали. Так получалась кудель, и, если того требовалось, её красили.

Изготовление пряжи и нитей

Смысл прядения заключается в спиральном скручивании двух или нескольких ровниц до получения ровной и прочной нити – пряжи. Скручивать волокна можно было руками – сучить между ладонями или тереть о поверхность. А также на прялке с помощью веретена.

На Руси были известны прялки-донце. Это две доски (чаще из берёзы или ели), соединённые между собой под прямым углом. На вертикальную часть (лопаску) привязывали кудель, а на нижнюю садилась пряха с веретеном в руках.

Прялки являлись главным атрибутом женщины, её символом и олицетворением. Поэтому этот предмет быта всегда нарядно украшен резьбой и росписью. Также с ним связано множество обычаев. Например, прялку клали в колыбель новорожденной девочки, она же была оберегом для незамужних девушек. Прялку с инициалами нельзя было отдавать, воспрещалось оставлять на ней на ночь неоконченную работу.


У восточных славян пуповину новорожденной девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку девочке в колыбель. То есть этот был мистический предмет, который питал младенца женственностью. Личную прялку никому не давали взаймы - даже подружке! Плохая примета: одолжишь прялку -непременно случится пожар или на пасеке погибнут пчелы.

На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, делал ей таким образом предложение, а в подарок на помолвку жених дарил девушке новую, нарядную и обязательно сделанную и украшенную своими руками.

Как жить без этого предмета, не представляла ни одна женщина. Всю промозглую осень, всю долгую зиму девушки пряли, прерываясь только на Рождественские праздники. В последний день Масленицы женщины обязательно катались с ледяной горы на донцах прялок: это было своего рода праздничным гаданием -какая красавица дальше уедет, у той длиннее уродится лен. И не дай Бог кто упадет с прялки, скатываясь вниз - бедняжка не доживет до осени.

На Рождество и на Святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан -прятали, чтобы их духи не заплевали.

Кстати, не только на Руси бытовали «прялочные» обряды: у сербов на Рождество добрая хозяйка обязательно приносила прялку в хлев и немного работала там на ней -«чтобы скот не был голым».

Мифы и легенды

В мифах разных народов прядение -действо ритуальное, а прялка -предмет, связанный с «тем светом».

На Руси прялкой еще и лечили: кладешь ее ребенку под колыбель, и у малыша пройдет бессонница или зубная боль.

Обряды с прялкой совершали не только простые люди, но и «знающие»: колдуны, знахари, ведуньи. В их арсенале -сотни манипуляций с куделью, пряжей, нитью, веревкой и другими атрибутами рукоделия.


Великая богиня судьбы Макошь - пряла на прялке судьбы...


А уж сколько гаданий на прялке! Если прясть «наопак» (наоборот) две нити -одну женихову, другую -невестину, а потом пустить их на залитую водой сковороду, то увидишь судьбу пары: сойдутся, совьются -быть свадьбе, а если разойдутся -не бывать семье. Отсюда, наверное, идет выражение «связать свою судьбу». Одно из самых популярных гаданий проводилось на Троицу: по воде пускали нить (жизни-судьбы, судьбы-смерти), и глядели -утонет или поплывет.

Атрибутом гаданий часто выступали изделия из ниток и пряжи, например, пояс девушки. Его клали у порога церкви и следили, кто из мужчин первым переступит поясок: именно так и будут звать суженого хозяйки пояса.

На русских свадьбах пряли «нитки долгой жизни», связывая молодых «на долго и счастливо». А если какая-нибудь злодейка хотела разрушить семью, она скручивала шерсть в нитку и протягивала ее через дорогу перед «свадебным поездом» -вот уж жди тогда в зарождающейся семье разлада.

Нить-судьба обязательно дарилась на новоселье -чтобы жизнь владельцев дома была счастливой и долгой, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за «путеводную нить», входили в новые стены.

К пряже часто приравнивали и человеческий волос -как средоточие жизненной силы (души). Смертную рубаху наши предки вышивали волосами, и в саван вплетались волосы покойного, чтобы у погребенного был шанс выбраться на свет…

Веретено представляет собой сильно вытянутую каплю иногда с крючком на остром конце, но обязательно с укреплённым на утолщённом конце пряслицем. Последнее служило грузиком на веретене, а выглядило как диск с отверстием посередине. В безмонетный период (XII – XIV веках) пряслица использовались вместо денег, но и позднее они, очевидно, не потеряли своей важности, так как их часто обнаруживали в женских захоронениях.


Процесс прядения выглядел так: левой рукой пряха оттягивала часть кудели с лопаски, а правой скручивала волокна и наматывала получившуюся пряжу (или нитку) на веретено. Работа трудоёмкая, но у сноровистых прях она шла быстро, а пряжа получалась ровной.

Изготовление тканей

Оно осуществлялось на ткацком вертикальном станке (ткацком стане). Кроме него требовались различные приспособления: дощечки и бёрдышки – гребни с частыми зубьями. На Руси использовалось несколько способов переплетения нитей, которые можно объединить в три группы: сложное переплетение, саржевое и полотняное. По качеству ткани делились на тонкие, средние и жёсткие.


После того, как ткань была готова, из неё шили различную одежду, а это не менее сложный и трудоёмкий процесс. Поэтому раньше её и меняли реже, и ценили больше, чем сейчас. Ткань изо льна, о котором мы говорили, шла на изготовление рубашек, нательного белья и полотенец. Верхнюю одежду шили из шерстяных тканей – различных видов сукна. Его обычно красили в чёрный, синий, зелёный, жёлтый, красный и белый цвета.


И на сладкое. В нашей памяти с детства остались сказки о волшебной палочке. Так вот, этой палочкой на Руси и было веретено. Как работать с волшебной прялкой хорошо описано в книге хранителя Северной традиции, Николая Шерстенникова " Волшебная палочка для умельца"

Приятного волшебства!


Слайд №1

Тема: « Обработка льна на Руси»

Слайд №2

Цель и задачи: познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани; закрепить представления детей о социально-нравственном значении совместной работы людей; воспитывать трудолюбие как социально значимое человеческое качество.

Ребята, сегодня вы узнаете, как раньше на Руси обрабатывался лён и как из него делали потом ткань.

Слайд № 3

Ребята, а кто знает, что такое лён? (Ответы детей). Совершенно верно – это растение. А как мы знаем любое растение прежде чем оно вырастет, что нужно сделать? (Ответы детей). Правильно – посадить. Начали куковать кукушки – пора сеять лён.

Слайд №4

Едва появились стебельки – надо начинать прополку. Молодой лён после прополки распрямляется и растет очень быстро.

Слайд №5

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.

Слайд №6

Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, пришло время уборки.

Слайд №7

В народной примете сказано: « Лён две недели цветет, четыре – спеет, на седьмую семя летит».

Уборка льна (Теребление). Это тяжелая работа. Выходили в поле рано утром, по росе. Женщинам помогали дети. Рукой захватывали стебельки у самой земли, вырывали с корнем, горстями. 8 горстей вязали в вот такой вот сноп. Снопы ставили рядами для сушки.

Слайд №8

Обмолот. Подсохшие снопы везли в специально построенное для обмолота здание – гумно. На пол укладывали снопы и вот такими деревянными колотушками били по льняным головкам, отделяя головки от стебля. Семена которые находились в головки, как вы думаете на что шли (что с ними делали)? Ответы детей. (Шли на будущий посев и изготовления льняного масла). А стебли на изготовления волокна.

Это было любимое занятие детей и молодежи. Обмолоченные снопы увозили обратно на поле.

Слайд №9

Затем потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыл.

Недели через две вынули лён из речки, просушили…

Сушили его в бане, на полатях. Но самые нетерпеливые хозяйки несли сразу в изб у и сушили на широкой русской печи.

Слайд № 11

Трепание . Измятый лён били вот таким вот деревянным инструментом, который назывался трепало, для того чтобы выбить из волокон остатки кострики (остатки жёсткого стебля) . Трепание тяжелая и грязная работа. За день стены и окна покрывались серой льняной пылью, поэтому работали в банях или нежилых избах, а лица прятали в платки. А вот таким становится лён после трепания.

Слайд №12

Очёс. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.

Слайд № 13

Прясть девочки начинали с детства. Был обычай ходить прясть к соседям, чтобы за пряжей не задремать и сделать не меньше других.

Слайд № 14

Ребята, здесь вы видите разные прялки, все ли они одинаковы или отличаются чем-то? Ответы детей, (мастера по дереву старались украсить прялки росписью или резьбой). Как вы думаете, что это за деревянное палочка с заострённым концом? Ответы детей. (Вспомним наколотый палец Спящей красавицы). Правильно это – веретено. С помощью прялки и веретена пряли нити

Слайд № 15

Позднее появились вот такие вот прялки – самопрялки с колесом, работа на таких прялках была быстрее, но они были очень дорогие, не все могли их себе позволить. После того как пряхи напряли нити, из них ткали ткань.

Слайд № 16

Тканьё. Ткали мастерицы вот на ткацких станках. Ткацкий станок или – красно, как его называли раньше имеет довольно сложную конструкция.

Его основу составляют две рамы – станины . К станинам крепятся деревянные валики, они скрепляют станины друг с другом. На задний валик крепится пряжа (нитки идут вот так вот через весь станок), а на другой передний конец, с помощью челнока и берда, это приспособления которые идут в комплекте со станком наматывается полученная ткань.

Слайд № 17

Готовый холст (ткань) был серого цвета. Затем стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Слайд № 18

Ну, что ребята убедились насколько эта сложная работа? Но эта сложная работа позволяла обеспечивать себя повседневной одеждой, праздничными нарядами и текстильными изделиями: такими как скатерти, полотенца, половики, а также верёвками, мешками.

Слайд № 19

Ребята, а кто из вас знает, в чём раньше хранили одежду? Ответы детей (в сундуках). Совершенно верно, посмотрите вот в таких вот старинный сундуках.

Наша экскурсия подошла к концу.

Понравилось ли вам?

Что вам больше всего запомнилось?

Слайд № 20

Всем спасибо за внимание.