Дагестан старинные ковры. Правда ли то, что дагестанские ковры ценятся выше персидских? Комбинированные ковры(распространены у аварцев и даргинцев)

Известно, что чай делают в Индии, в Германи - автомобили, а великолепные шерстяные ковры - в Табасаране. Я имею в виду настоящие, ручной работы ворсовые ковры, пёстрые узоры которых были придуманы много веков назад. Мы поехали в Дагестан, чтобы как можно больше узнать об этом крае — стране гор — и конечно же не могли не заехать в то место, которое на весь мир славится своим ковровым производством — Табасаранский район. Между прочим, табасаранцы являются единственным народом России, которые продолжают заниматься традиционным видом национального искусства — ковроткачеством.

Известный скепсис о "фотографии на фоне ковра" породил несправедливое отношение к нему как к ненужной, давно устаревшей вещи. К тому же наши квартиры, в которых каждый стремится выразить свою индивидуальность, всё менее становятся похожими на жилища наших предков — и часто наполняются бессмысленными вещами. Но жизнь летит очень быстро, и с годами начинаешь постигать ценность тех вещей, которые были придуманы много поколений назад. Мы с Янкой давно уже поняли, что ковёр в доме — вещь полезная, поэтому стали задумываться над тем, где бы его раздобыть. Поездка в Дагестан оказалась как нельзя кстати, став для нас своеобразным паломничеством за ковром.

Табасаран встретил нас великолепными пейзажами гор. Сочные краски зелёных долин, освещённых косыми лучами солнца, выглядели особенно торжественно на фоне надвигающихся свинцовых туч. Мы ехали в гости в один из многочисленных домов, где делают ковры, а в этом как раз заканчивали работу, начатую ещё полгода назад. Хозяева согласились нас подождать, чтобы мы смогли своими глазами увидеть завершение многомесячного труда нескольких мастериц. Мы конечно же спешили. По дороге Магомет — наш дербентский друг, который и организовал эту поездку — рассказывал историю Табасарана и в частности историю ковроделия.
Когда-то ковры были не такими нарядными, как сейчас, и служили вовсе не для украшения комнаты. Кочевые народы, населявшие страны Востока, стали делать их для своих жилищ в первую очередь как функциональную вещь, которая помогала бы хранить в доме тепло, без труда перевозилась из одного места стоянки в другое и при этом служила бы много лет. Со временем ковры стали покрывать узорами, которые делались всё более сложными и изящными, и по их убранству можно было судить о благосостоянии хозяина. Ковры стали предметом роскоши, не теряя при этом своих первоначальных качеств, и из бедных хижин перекочевали в дворцы восточных правителей и влиятельных богачей.
Сегодня ковры обязательно есть в каждом дагестанском доме: в семьях победнее лежат сумахи — безворсовые коврики, а в зажиточных домах полы устланы просто великолепными экземплярами — толстыми, с высоким ворсом и очень приятными на ощупь. Мы, заходя к кому-нибудь в гости, обычно не обращали на них особого внимания, пока не приехали в Табасаран и не узнали о том, сколько времени и труда стоит один такой шедевр.

Нас встретила Умганат Сулейманова — местная жительница, поэтесса и просто хороший человек. Ковры здесь делают почти в каждом доме — если не для продажи, то просто для себя. Умганат не исключение: говорит, когда плетёт ковёр — отдыхает душой.

Мы отправились в следующий дом, где пятеро мастериц заканчивали ткать большой ковёр. Работа над ним велась более шести месяцев!

Сняв по обычаю обувь перед крыльцом, мы по очереди протиснулись в маленькую комнатку, половину которой занимал станок. На нём был натянут очень красивый, почти готовый ковёр, а перед ним на низкой скамейке сидели женщины. Понять что-то в сложном переплетении разнообразных ниток и вспомогательных палочек просто невозможно. Назначение некоторых инструментов и вовсе не ясно. Женщины улыбаются, видя наше замешательство — они-то не глядя могут вязать свои сложные узелки, попутно рассказывая нам о своей работе и на примере показывая тонкости ремесла.

Чтобы сделать ковёр, для начала готовят основу: плотные хлопчатобумажные нити туго и тесно натягивают на раму параллельно друг другу. Затем к станку садятся несколько женщин — и начинается основная работа. Оперируя специальным крючком, они завязывают вокруг каждой нити особый узелок из цветной пряжи. Скорость, с которой движутся руки мастериц, фантастическая — так что невозможно уловить, как именно они завязывают узел. Когда закончен ряд, его пресуют специальным тяжёлым гребешком, а неровные концы обрезают большими ножницами. Таким образом образуется определённой глубины ворс. Чтобы не ошибиться с рисунком, женщины сверяются со схемой по шпаргалке, а самые опытные ковровщицы знают узор на память.

Особое внимание в ковровом деле уделяется пряже. Самым ценным считается ковёр, сделанный из крашеной натуральными красителями шерсти. Как получить тот или иной цвет известно с давних времён — ведь раньше не было искусственных красок. Самые разнообразные цвета можно получить из растений и минералов, а также из некоторых насекомых. Например, традиционный для дагестанских ковров красный цвет добывают из корня растения марена. Также многим знаком такой естественный краситель как хна, из которого получается красивый оранжевый цвет. В наши дни чаще используются синтетические красители. Это делает ковёр немного дешевле, так как не тратится огромный труд на сбор и обработку компонентов натуральных красителей, однако качество ковра от этого не уменьшается.

За рассказом женщины закончили свою работу. Одна из них разрезала нити-основы — и красивейший ковёр торжественно перенесли во двор для его первой фотографии. Теперь он должен отправиться к своему владельцу, которому прослужит не менее 300 лет — нетрудно представить, сколько будущих поколений увидит этот ковёр.

Когда мы приехали в гости к Мигдету Гаджиевичу, мы уже поняли, что уехать из Табасарана без ковра у нас не получится — это было как раз то единственное место, где нужно совершать подобные приобретения. Мигде, в прошлом директор местной школы, а сегодня — человек, который вместе со своей семьёй пытается сохранить в районе ковровое производство, также рассказал нам немало интересного.
С древних времён табасаранцы занимаются ковроделием, и ковры здесь ткали в каждом доме - и для себя, и для продажи. Мастерство передавалось от старших младшим: девочки с раннего детства смотрели, как работают мамы, и молодыми женщинами уже становились опытными мастерицами. В табасаранских семьях женщины были основными кормильцами семьи, так как зарабатывали много больше мужчин. В советские годы в Табасаране было налажено организованное производство ковров. Их стали ткать не по домам, а в одном большом ковровом цехе, куда приходили работать практически все женщины селений. В наши дни этот цех ещё работает, но уже далеко не в полную силу, а большая часть ковровщиц снова вернулась к работе дома.

Ковровый цех

Пока мы слушали Мигдета Гаджиевича, к нам вышла его мама Аминат — девяностолетняя женщина, которая считалась лучшей ковровщицей в селе.
— Дети до сих пор заставляют меня работать,— шутливо жалуется Аминат, показывая на своё вязание. Дети смеются, переводя нам со сложного табасаранского языка слова матери.
Наконец, на двор вынесли ковры, которые были сделаны женщинами этой семьи. Мы щуримся от ярких красок, усиленных солнцем, и, переглядываясь с Янкой, понимаем, что наш ковёр наконец-то нас нашёл и сейчас как раз лежит перед нашми. Через несколько минут в багажнике нашей машины уже лежал аккуратный свёрток, который мы собирались развернуть уже в Москве, в своей квартире.
Весь оставшийся вечер мы провели в гостях у Гаджимурата, главы Табасаранского района, где подняли не один тост за гостей и хозяев, за детей и родителей, за Дагестан и Россию в целом и ещё много-много за что, о чём сейчас уже трудно вспомнить. Сейчас, когда я дома пишу этот пост, я с удовольствием ещё раз говорю спасибо всем табасаранцам, которые проявили к нам столько искреннего гостеприимства, а также тем, кто помог нам приехать в Табасаран.

Спасибо за внимание.

Дагестан является центром ковроткачества на территории России. Отличительными чертами дагестанских ковров являются богатство узоров в сочетании с четкими композициями и цветовыми решениями. Все рисунки безупречны и четко сплетены, основные орнаменты большие по размеру. В тканых изделиях характерно сочетание теплых и холодных цветов. Об этом типе ковров мы и поговорим сегодня

Ковроткачество в Дагестане

Мастерство ковроткачества традиционно передается из поколения в поколение. Девочки начинают наблюдать за матерями на работе. В Табасаранских семьях женщины являются основными кормильцами семьи, поскольку они зарабатывают больше денег, чем мужчины.

Лучшие шерстяные ковры из России ткут в Табасаране (провинция на юге Дагестана). Именно здесь делают произведения ручной работы, а именно табасаранские ковры, используя техники многовековой конструкции.

Жители Табасарана, проживающие в Дагестане, являются единственной этнической группой в России, продолжающей традиционное искусство — ковроткачество.

В свое время ковры были не такими распространенными, как сейчас, и производилось их не так много, чтобы украсить комнату в любом доме. Кочевые народы, населявшие восточные страны, впервые сделали их практическим объектом, который помогал сохранять дома теплыми, легко транспортировался и оставался нетронутым в течение многих лет.

Со временем ковры стали включать узоры, которые стали более сложными и элегантными. Их уровень содержания был знаком статуса их владельца.

В наши дни ковры являются обязательными в каждом дагестанском доме. В бедных семьях безворсовые сумахи лежат на полу. Более богатые семьи покрывают полы тяжелыми коврами.

Ковры здесь изготавливаются практически в каждом доме. Если они не продаются, они изготавливаются для использования дома. Цены на них иногда настолько высоки, что после продажи одна семья более полугода может комфортно жить. Такое ковровое изделие по стоимости эквивалентно паре лошадей или нескольким головам мелкого рогатого скота.

Для того чтобы сделать ковер, вы должны сначала сделать базу. Плотные хлопчатобумажные нити плотно обвиваются вокруг параллельных рамок. Затем несколько женщин садятся за машину и начинают свою основную работу.

С помощью специального крючка они завязывают вокруг каждой нити узел из цветной пряжи. Эти мастера работают в головокружительном темпе.

Когда один рядок закончен, они отжимают его, используя тяжелый гребень. Неровные концы отрезаются при помощи больших ножниц. Так они достигают определенной глубины ворса.

Чтобы убедиться, что они не ошиблись в шаблоне, женщины проверяют схему по шпаргалке. Однако более опытные ткачихи знают картину сердцем.

Наиболее ценными считаются ковры из шерсти, окрашенные с использованием натуральных красителей. Навыки получения того или иного цвета передавались из поколения в поколение. Много различных цветов можно сделать, используя растения, минералы или насекомых.

После того, как женщины заканчивают свою работу, ковры торжественно выносятся во двор. Ковер теперь должен быть отправлен его владельцу. Он или она сможет наслаждаться изделием не менее 300 лет.

Табасаранские ковры отличаются невероятной долговечностью, секрет которой кроется в особой технике изготовления высококачественной пряжи. Для этого используют шерсть высокогорных овец и окрашивают ее в разные цвета с помощью натуральных красителей: коры ореха, полыни, барбариса.

В прошлом в каждом доме была ткацкая машина. Если они не использовались, их тщательно разбирали и хранили до того момента, пока они не понадобились. У молодой девушки из Табасарана всегда было два больших ковра и один маленький ковер в приданом.

Экскурс в историю

Искусство ковроткачества как традиционное народное ремесло развивается и уходит корнями в древние века, передавая секреты мастерства из поколения в поколение, от матери к дочери, совершенствуя дизайн и композицию, внедряя новые идеи.

Ковроткачество является одним из самых интересных занятий, которое получило наиболее благоприятные условия для своего развития в 20-30-х годах нынешнего столетия. Несколько домов женщин-ремесленников объединились более десяти артелей в населенных пунктах и окрестных деревнях.

Табасаранский ковер имеет очень высокую износостойкость – средний срок эксплуатации ковров составляет около 250-300 лет. Дагестанские ковры ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся, как семейные реликвии. Они тверды, прочны и имеют неподражаемый цвет, состав и дизайн. Ковры как произведения вечно молодого и уникального искусства сохранили традиции и технологии старого прошлого для наших дней. Они широко используются для украшения интерьера домов и общественных мест, хорошо гармонируют с любой мебелью.

Основной дизайн на дагестанских коврах состоит из геометрического орнамента, символизирующего силуэт животных, птиц и растительность окружающей жизни и природы с характерным сочетанием теплых и холодных контурных цветов, придающих дизайну выразительность и утонченность.

В наше время производятся ковры с различными видами рисунков, портретов, пейзажей, памятников, исторических личностей. Табасаранские умелицы производят ковры без ворса и с рельефными изображениями. Уникальный характер ковров требует хорошей квалификации, изысканного вкуса, индивидуального мастерства, большого терпения и кропотливого труда и усидчивости. Многие опытные мастера могут выполнить свою работу без технической схемы проектирования, имея ее в памяти. Хороший ковровщик очень быстро, едва касаясь нитей пряжи, может выполнять около 7-8 тысяч узлов в день, затрачивая всего по 2 секунды на каждую.

В зависимости от использования каждый ковер имеет свою структуру, дизайн и окраску. Дагестанские ковры экспонируются в музеях Нью-Йорка, Парижа, Монреаля, Осаки, Милана, Токио, Измира и многих других местах. По своему качеству дагестанские ковры не уступают лучшим мировым образцам. Они постоянно выставлялись на международных и отечественных ярмарках и выставках, награждались почетными грамотами и золотыми медалями на международной выставке в Брюсселе (Бельгия, 1958), Лейпцигской выставке-ярмарке (Германия, 1967). Ковры включены в мировой каталог под названиями «Табасаран», «Дербент», «Ахты», «Микрах». С конца августа по начало сентября 2000 года на ВВЦ прошел российский фестиваль экономического и культурного сотрудничества «Москва и регионы России 2000». В этом фестивале дагестанские ремесленные ковры своим великолепием и красотой очаровали все русские народы. А Дагестанские ковры получили золотую медаль в номинации «народные промыслы и художественные товары» в конкурсе «Лучшие товары России».

Музей ковра в Дербенте

В 1982 году был открыт музей ковроткачества. Он был помещен в помещении армянской церкви, которая была построена в 1870 году. Учитывая тысячелетнюю историю ковров, расположение экспозиции в центре города привлекает множество туристов. Многие из них специально приезжают посмотреть на настоящий табасаранский ковер. Цена изделия начинается от 10000 рублей за квадратный метр ковра. И это при условии, что красители используются искусственные. Оригинальный табасаранский ковер с использованием натуральных красок стоит в разы дороже. Сегодня табасаранские ковры ручной работы можно увидеть в лучших музеях Парижа, Лондона, Токио. Дома и дворцы первых лиц различных держав украшены ткаными изделиями. На международных выставках ковровые изделия постоянно завоевывают золотые медали.

Живите, цените жизнь и радуйтесь ей — такие пожелания мастеров передают узоры и роспись ковра. Можно часами всматриваться в картину: кто-то увидит на ней деревья и птиц, кто-то лицо незнакомца, смотрящего вдаль. Следующий зритель осмотрит горы, поднимающиеся вверх, и равнину у подножия, по которой идет человек с плугом и пашет землю. Кажется, вы видели все мельчайшие детали на табасаранских коврах, как вдруг перед вашими глазами предстает картина, которую вы раньше не замечали … И снова картина меняется.

Ковроделие - одно из древнейших искусств в мире. Еще Геродот в своих трудах упоминал о применении ковровых изделий у народов Кавказа. Через Дербент проходил Великий шелковый путь, что способствовало развитию ремесел в Дагестане. Так искусство ковроделия складывалось в регионе на протяжении многих веков.

Использование

Ковры выполняли самые разные функции. Младенцам покрывали люльки специальными ковровыми накидками, невестам ковры давали в приданое (невеста должна была соткать ковер для будущего мужа), ковры использовались и в погребальных обрядах . Ими покрывали глиняный пол , утепляли каменные стены жилищ и даже заменяли мебель в доме. После проникновения ислама в Дагестан появился такой вид ковров как намазлык - небольшой коврик для совершения молитвы . Помимо практических целей, ковер также привносил эстетику в монохромные жилища горцев.

Изготовление ковров

Процесс создания ковра трудоемкий. Шерсть для ковра осенней и весенней стрижки проходила несколько стадий подготовки. Сначала шерсть мыли, сушили, перебирали, далее расчесывали и скручивали в пряжу. Затем пряжу окрашивали путем кипячения вместе с различными натуральными красителями. Это одно из уникальных преимуществ дагестанских ковров - цвет, полученный из коры, листьев, корней растений, не подвергается обесцвечиванию и позволяет ковру служить до 300-400 лет.

Корень марены (травянистого растения) придавал изделиям красный цвет; желтый - получали из коры барбариса, луковой шелухи, зверобоя и душицы; для синего цвета привозили индиго, из листьев которого получали красильный порошок. Также индиго добавляли в желтую пряжу и получали зеленый цвет. Кожица и кора дерева ореха давала большой спектр цветов: светло-желтый, болотный, коричневый, черный.

Виды ковров

По технике изготовления дагестанские ковры бывают четырех видов: безворсовые, ворсовые, войлочные и комбинированные.

Безворсовые
(распространены у аварцев, кумыков, лакцев, даргинцев, лезгин)
Сумах

Кто производил: Южный Дагестан и некоторые районы Азербайджана

Узор: сложный и чаще всего геометрический, иногда с растительными, зооморфными и антропоморфными элементами. На центральном поле располагаются несколько медальонов (орнаментальных форм), а просветы заполняются редкими мелкими узорами

Цвет: теплые сдержанные тона - кирпично-красные, охристо-золотистые на темно-красном или синем фоне

Килим

Кто производил: лезгины и лакцы

Узор: многократно повторяющийся шестиугольный медальон. Композицию составляли последовательно расположенные фигуры, которые формировали горизонтальные ряды килима. Также орнамент складывался в виде одного или нескольких больших ромбов, с вертикальным или решетчатым расположением по длине поля

Цвет: насыщенная палитра - синий, красный, оранжевый, белый, оливковый и другие

Давагин

Кто производил: аварцы

Узор: симметричный ромбический медальон с большим количеством ответвлений с зооморфными фигурами. Этот орнамент называется «рукзал», что значит длиношейный и многоногий дом. Вся центральная часть обрамляется широким фризом (горизонтальной полосой) с геометрическим орнаментом

Цвет: синий фон, узор красного, черного, желтого цвета

Дум

Кто производил: кумыки

Узор: основное композиционное решение - наличие центральной части и каймы из одной–трех полос

Цвет: синий или красный фон, а орнаменты, в зависимости от фона, имеют оттенки желтого, зеленого, голубого, коричневого

Супрадум

Кто производил: Казбековский район Дагестана

Узор: три–пять крупных восьмиугольников, заполненных орнаментами зооморфного, антропоморфного характера и мелким геометрическим узором. В центре восьмиугольника - округлый медальон с заполнением, похожим на декор поля. Поле окаймляет бордюр с повторяющимся растительным или геометрическим элементом

Цвет: темно-красный фон

Чибта

Кто производил: аварцы из селения Урма Левашинского района

Узор: крупные симметричные геометрические элементы в форме треугольников, зигзагов со ступенчатыми формами и рогообразными мотивами

Цвет: фон желтого оттенка, узор из бордового, терракотового, голубого цвета, черный контур

Простые и узорчатые паласы

Кто производил: многие народы Дагестана

Узор: разнообразные композиционные построения, основанные на широких полосах, обрамленных более узкими полосами с мелким узором. Орнамент широких полос строился из крупных медальонов геометрических форм - треугольников, ромбов, крестов

Цвет: сочетание оттенков красного, оранжевого, коричневого, фиолетового, голубого, белого, черного и других цветов

Ворсовые ковры
(распространены у табасаранцев, лезгин, кумыков, аварцев)

Большую популярность как в Дагестане, так и за его пределами получили ворсовые ковры. Многие местные народы занимались производством этого вида ковров, но только табасаранским мастерам удалось получить международное признание.

Кто производил: ворсовые ковры называли в честь населенного пункта, где их производили. У каждой местности был свой характерный орнамент. В Южном Дагестане насчитывается 8 видов: «Ахты», «Микрах», «Дербент», «Рушуль», «Табасаран», «Хив», «Касумкент», «Рутул». Северная группа ворсовых ковров включает аварские «Тлярата», кумыкские «Дженгутай» и «Казанище». Данная классификация применима только к старым коврам, современные не требуют жесткого орнаментального разграничения

Узор: центральное поле и бордюр, который состоит из нечетного количества кайм. В качестве орнамента - геометрические мотивы: элементы растений, небесные светила, предметы, зооморфные и антропоморфные изображения. Узоры образуют мир символов, через которые мастера отражали окружающий мир и свои чувства. Раньше изображения людей и животных носили магические мотивы, связанные с древними обрядами и культами, но смысл давно утратился, и сейчас узоры носят декоративный характер

Цвет: синий или красный фон с узорами различных цветов и оттенков. Гармония цвета достигалась благодаря балансу между яркими и темными пятнами, теплыми и холодными цветами

Орнамент у ворсовых ковров в зависимости от композиции бывает:

Центрический - концентрация на центральной крупной фигуре (медальоне)

Фоновой - заполнение свободных мест на центральном поле

Каймовый (ленточный) - акцент на бордюре

Войлочные ковры
(распространены у лакцев, кумыков, ногайцев, аварцев)

Войлочное ремесло - один из древнейших промыслов, больше всего оно было развито в предгорных районах северо-восточной части Дагестана и Ногайской степи.

Арбабаш

Кто производил: аварцы и кумыки

Узор: плавные изображения растений

Цвет: контрастные сочетания красного, синего, белого, черного, серого. Белая тесьма по контуру

А рбабаши п роизводились накладыванием друг на друга нескольких войлоков различных цветов и прорезались по намеченному орнаменту. Вырезанные элементы вшивались в войлок другого цвета, и таким образом получали два арбабаша с одинаковым рисунком разных цветов. Зазор между рисунками закрывался белой тесьмой.

Кийиз

Кто производил: ногайцы, лакцы

Узор: геометрические, растительные, зооморфные и предметные элементы, изображения родового символа. Лакцы использовали ромбы и перекрещивающиеся полосы

Цвет: белый, черный, серый, коричневый фон. Узор вышит яркими нитями голубого, желтого, белого, черного, оранжевого цвета

Комбинированные ковры
(распространены у аварцев и даргинцев)
Цаха

Ковры цаха представляют собой комбинированный тип, в котором сочетается килимное (безворсовое) плетение и узелковое. Техника плетения позволяет ковру быть двусторонним: гладким с одной стороны и махровым - с другой. Такие ковры ткались аварцами, даргинцами, рутульцами. Цаха называли «мать ковра», считая его основоположником всех ковров.

Ковроделие - один из самых древних видов декоративно-прикладных искусств Дагестана. Ковры безупречного качества и сегодня востребованы в украшении интерьера. К сожалению, сегодня это большая редкость: натуральные краски заменяются искусственными, утрачивается высокая техника исполнения. Однако, в Дагестане еще остались селения, где мастера следуют традициям и производят уникальные ковры, которые выглядят самобытно и могут прослужить около 300 лет.

По материалам книги «Дагестанские ковры: Из собрания ДМИИ им. П.С. Гамзатовой».

Мариам Тамбиева

Главным достоинством наших ковров является та неповторимая энергетика, которую создает ковер в доме десятилетиями. Это достигается тем, что они из 100% шерсти и на шерстяной основе. Все красители, используемые при изготовлении ковра - естественного происхождения. Цвета в наших коврах - это цвета живой природы, а не химических материалов. Когда смотришь на ковер месяц, год, 10 лет, то это обстоятельство начинает играть немаловажную роль. Именно это передает близость к природе и создает энергетику любви и гармонии. Узоры и геометрические формы используемые в коврах не повторяются и передают природу Кавказа, флору и фауну, отраженную в образном мышлении создателей ковра.

Присутствие такого ковра в доме человека делают человека добрее и действуют умиротворяюще. Такое воздействие не сиюминутное, а ковер раскрывает свою сущность играя естественными цветами природы в течение долгих лет. Эти образы рождают в воображении владельца ассоциации и крепкую связь с родным краем. Такая энергетика передается не только жителям дома, где будет находиться ковер, но и гостям, которые будут приходить в этот дом.

В этом разделе представлены ковры исключительно ручной работы. На изготовление таких ковров уходит от 2-х -3-х месяцев до одного года. Ковры изготавливаются из шерсти окрашенной исключительно натуральными красителями. Краски изготавливаются из растений по старинным рецептам окрашивания, которые были восстановлены по опубликованной в 18 и 19 веке литературе, по секретам крашения. А также путем проведения опытов с красильным растительным сырьем. Красный, бордовый и розовый цвет мы получаем из корня марены красильной, синий и зеленый - из индиго, желтый из барбариса и т.д.

Ковры, к представляющие ценность, как объекты материальной культуры народов России и бывшего Советского Союза. Мы знаем, что раньше многие народы занимались ковроделием. Отдельные экземпляры этих ковров сохранились в музеях. Многие ковры, к сожалению, были вывезены за границу. Однако, не бывает худа без добра. Благодаря тому что они были вывезены, они сохранились в частных коллекциях. И мы имеем возможность лицезреть рисунки этих ковров, опубликованные в каталогах изданных в США, Великобритании, Франции, Германии и других странах.

Вот отзыв покупателя Вячеслава: "В жизни все приходит и уходит. Когда я увидел ковер, то вспомнил ковер моей мамы в Дербенте на котором мы выросли. Что может быть лучше чем это? У ковра матери были такие же цвета. Мне этого в Москве очень не хватало. Я искал такой ковер в интернете но не находил. Но я рад, что нашел свой ковер. Жена моя говорит, что как будто не в Москве, а дома, в Дербенте!"

Предлагаем ознакомиться с видео, снятого у производителей наших ковров:

Внимание: специальное предложение для дизайнеров интерьеров!

Ковроделие является одним из ведущих художественных ремесел Дагестана. В прошлом, практически, все женщины-дагестанки занимались в свободное от сельскохозяйственных работ время ткачеством и рукоделием.

Точной даты возникновения ковроделия в Дагестане указать нельзя, но известно, что древний человек на территории Дагестана начал заниматься ткачеством примерно в III - II тыс. до н. э. Это подтверждают многочисленные археологические находки в виде фрагментов керамики с отпечатками полотна, тлен от шерстяной подстилки из Паласасыртского могильника (IV - VI вв. н.э.), а также различные по форме пряслица из могильников эпохи бронзы (II тыс. до н. э.) и железа (I тыс. до н. э., найденные в Южном Дагестане. Похожие пряслица использовались мастерицами в некоторых районах Дагестана как основной инструмент для изготовления пряжи вплоть до середины 20 века.

Античные авторы Геродот, Страбон, Плиний Старший в своих трудах упоминают о широком распространении ковровых изделий у народов Кавказа. В арабских источниках XI -XII вв. авторы рассказывают об использовании на территории Кавказской Албании природных красителей марены и шафрана. Еще в XIX в. марена в большом количестве выращивалась в окрестностях Дербента и была главным продуктом экспорта во многие страны.

Развитию ремесел, связанных с обработкой шерсти на территории Дагестана, способствовало много факторов. В первую очередь, это суровый климат, требующий утепления каменных стен и земляных полов в жилище, изобилие местного сырья (шерсти и натуральных красителей), а также большое количество свободных женских рук в осенне-зимний период. Наряду с ковроделием успешно развивались такие женские ремесла, как узорное вязание, суконный и бурочный промысел, вышивка золотыми и шелковыми нитями, плетение кружева, кистей и галуна и т.д. Однако ведущая роль принадлежала производству ковров и ковровых изделий.

Ковры выполняли самые разнообразные функции в доме. В первую очередь, их использовали для покрытия глиняного пола и утепления каменных стен жилища в холодное время года. А так как в мусульманском доме мебели, практически, не было, ковры заменяли ее. Для отдыха и как небольшие подушки под локоть использовались "мутаки", в специальные тканные сундуки складывали приданое для дочери, одежду, постельные принадлежности. В горных условиях очень удобными были переметные сумки ("хурджины"), разнообразные мешки для переноски тяжестей ("мафраши", "чувалы", торбы), широко распространены по всему Дагестану узорные ленты для ношения водоносных кувшинов, попоны для лошади и наседельники.

Ковры и ковровые изделия обязательно давали в приданое невесте, при совершении молитвы применялись небольшие коврики "намазлыки", специальными накидками накрывали люльку с младенцем, важную роль ковры и вышивки играли в погребальном обряде. Кроме утилитарной и ритуальной функций ковры и ковровые изделия выполняли и декоративную, являясь самым ярким пятном в интерьере достаточно аскетичного горского жилища. Однако, бытующее в горах изречение: "Имеющий несколько старинных ковров, имеет богатую библиотеку" свидетельствует о глубоко духовном значение ковров в жизни дагестанских народов, о сложной семантике коврового орнаментального языка.

Создание ковра или даже небольшого изделия - очень трудоемкий процесс. В отличие от других видов народного искусства, где существовало определенное разделение труда, в ковроткачестве дагестанка все делала сама, начиная с приготовления пряжи. Для ковра использовалась шерсть осенней и весенней стрижки (наиболее качественной считалась осенняя), которую мыли, сушили, перебирали, затем трепали и расчесывали, скручивали пряжу, которую окрашивали натуральными красителями в разные цвета и оттенки.

Излюбленными цветами дагестанских ковров был красный и синий, символизирующие основные природные стихии. Необходимый цвет ковровщицы получали из листьев, коры, корней различных растений. Красный и его оттенки (от светло-розового до малинового) давала марена. Синий получали из привозного индиго, желтый добывали из луковой кожуры, коры барбариса, зверобоя, душицы. Его же использовали для получения зеленого цвета, окрашивая желтую пряжу синим. Особенно много оттенков - от желтого до буро-коричневого можно было получить из кожуры зеленого грецкого ореха. Белая шерсть иногда не красилась, а использовалась в натуральном виде.

Для ткачества применялся обычный для Дагестана вертикальный станок, состоящий из двух столбов и поперечных осей. Обычно он устанавливался в слегка наклонном положении.

Нередко процесс создания ковра сопровождался посиделками, песнями, рассказами. А после завершения работы, когда готовую вещи снимали со станка, его разбирали и прятали до следующего раза, ибо существовало поверье, что станок не должен стоять пустым.

Приобщать девочек к непростому искусству ковроделия в горах, особенно в Южном Дагестане, начинали очень рано - с пяти-шести лет. У каждого дагестанского народа ковры различаются по орнаменту и технологическим особенностям. В целом классификацию дагестанских ковров можно произвести следующим образом:

1. Безворсовые ковры

2. Ворсовые ковры

3. Войлочные ковры.

Первая группа условно делится на две подгруппы:

3. Циновки

В своей основе ковры первого типа - это простые полосатые паласы. Они вырабатываются по всему Дагестану из конопли, хлопка и шерсти. Паласы второго типа отличаются слегка усложненным рисунком. В них вводятся узорные полосы с геометрическим орнаментом, которые чередуются с гладкими. Такие паласы производятся в аварском селении Корода и лакском селении Балхар (т.н. "туруты"). Подобная композиция переносится мастерицами и на мелкие изделия, выполняемые в этих регионах - сумки, хурджины, водоносные ленты.

Для лакцев и лезгин характерны яркие красочные "килимы" (именно этот вид паласов в Дагестане называют килимом) с многократно повторенным элементом - шестиугольным медальоном, т. н. "ширван - килим". Последовательно расположенные фигуры образуют ряды - полосы, которые и составляют композицию ковра. Для них также характерна композиция в виде одного или нескольких ромбов, расположенных в ряд по длине поля. Килимы этого типа производятся с зазорами и со сцеплением утков.

В ряде ковровых изделий с.Ахты, встречается часто повторяемый цветочный мотив "розы" на темном фоне. Его появление относят к концу XIX в., связывая с распространением здесь европейских и российских товаров и с возникшей модой на изображения цветов. На сегодняшний день этот элемент является неотъемлемой частью домашней вязаной обуви Южного Дагестана - "джурабов".

В предгорных и горных районах Центрального Дагестана изготовляется гладкий ковер, называемый "давагином" у аварцев и "думом" у кумыков, имеющие сходный орнамент. Подобные ковры - непременный атрибут аварского или кумыкского дома. При сравнительно небольшой ширине они имеют большую длину (до 6-7 м.), закрывая две или даже три стены жилища.

Композиция таких ковров достаточно устойчива. Обычно, на синем фоне в один, два или три ряда в шахматном порядке располагаются красные (в думах иногда желтые, зеленые, коричневые) медальоны. Их сложный, изрезанный силуэт иногда имеет до десяти и более ответвлений, напоминающих длинные птичьи шеи. Видимо, этим сходством и объясняются их названия: "многошеие дома", "птичьи дома". Некоторые исследователи насчитывают до 25 местных наименований медальонов этих паласов.

Кроме традиционных элементов во многих давагинах встречаются уникальные орнаменты с изображением "древа жизни", рук, "драконов", жирафа, верблюда, коней и т.п. Многие ковры датированы годами хиджры, некоторые имеют арабские надписи с именами ковровщиц или заказчика.

Одним из интереснейших видов безворсового дагестанского ковра является т. н. "супрадум". Техника его аналогична технике давагина. Производились они в с. Чиркей и обычно имели до 5-7 м длины. Орнамент супрадума отличается своеобразной композицией. Обычно на красном или темно-бордовом поле располагается в ряд несколько синих 8-угольных медальонов с небольшим "озерцом" в центре каждого. Основное поле и медальоны заполнены антропоморфными фигурами, разнообразными архаичными знаками, растительным орнаментом. Для супрадума характерна традиционная для аварского ковроткачества простая и лаконичная цветовая гамма: красный, синий, белый или их оттенки, причем ковры конца XIX века отличаются более светлыми красками. Иногда в 8-угольный медальон вводятся белые "молнии".

В аварском селении Урма Левашинского района издавна изготовлялись узорные циновки "чибта" - очень своеобразный вид изделий, не имеющий аналогов в других районах Дагестана. Эти циновки урминские мастерицы плели из тонкой и прочной болотной осоки.

Основой служит грубая некрашеная шерсть или хлопчатобумажная нить, а для узора используется крашеная шерстяная пряжа. На золотистом фоне осоки мастерица помещает рисунок, напоминающий "рукъзалы" давагинов темно-красного, синего или оранжевого цвета. Контур фигур подчеркивался каймой черного цвета. Чибтой обычно покрывали пол, но иногда их использовали как подстилку под ворсовые ковры для большей сохранности последних.

К безворсовым односторонним коврам относится один из популярнейших в Дагестане видов ковра - "сумах", изготовляемый в Южном Дагестане и некоторых районах Азербайджана. Сумахи отличаются большой оригинальностью, высокими утилитарными и художественными качествами. Ими застилают пол, и поэтому они обычно делаются большого размера. Сумахи выполняются способом попарной обвивки нитей основы композиционной ниткой в виде "косичек" и проведения утка между ними. Сумах очень плотен, не собирает пыли, в то же время мягок и пружинист, благодаря "подковровому" нижнему слою, который образуется благодаря выпускаемым наизнанку концам композиционной нитки. Это же сообщает сумахам малую теплопроводность - качество, крайне необходимое при земляных и каменных полах дагестанских жилищ старого типа. Благодаря необычной технике и орнаменту, сумахи и по сей день широко бытуют в дагестанских домах. В прошлом на сумах можно было выменять хорошего коня или корову.

Орнамент сумахов преимущественно носит геометрический характер и состоит из трех крупных центральных медальонов или множества более мелких, расположенных в шахматном порядке. Композиции сумахов довольно разнообразны, нередко в орнаменте встречаются антропоморфные и зооморфные элементы, есть композиция, трактуемая местными мастерицами как "дракон" или "спящий дракон" и т.д.

Встречается композиция в виде пяти небольших ковриков типа "намазлык", расположенных на одном ковре. Колорит основан на мягких сочетаниях кирпично-красных, коричневых, синих, белых, оранжевых тонов. К сожалению, во второй половине ХХ в. мастерицы используют в своих коврах две композиции: решетчатую и состоящую из 3 ромбов. Изменилась и цветовая гамма, преобладающими стали синий, бордовый, серый.

Следующую большую группу ковров составляют ворсовые ковры. Выполняются ворсовые ковры способом узловязания - гиордес. Мастерица после завязывания узла отрезает пряжу специальным ножом, определяя высоту ворса в зависимости от качества нити. В Дагестане существует несколько центров ворсового ковроделия. И хотя ворсовые ковры средней и низкой плотности для собственных нужд ткали и на кумыкской плоскости, и в центральном нагорном Дагестане у аварцев, но только южно-дагестанские (табасаранские) ковры получили международное признание. С ворсовыми коврами у южнодагестанских народов связано много поверий и красивых традиций. Во многих селениях для продолжения рода по готовому ковру пускают походить маленького мальчика, надеясь, что по этому ковру будут ходить и его внуки. И если в семье много девочек, значит там будет много ковров, будет и достаток.

По орнаменту в свое время была проведена классификация дагестанских ворсовых ковров, и были выделены 11 основных типов ковров, получивших название по наименованию населенного пункта, где вырабатывались ковры с характерным для данной местности орнаментом. В Южном Дагестане насчитывается 8 таких типов: "Ахты", "Микрах", "Дербент", "Рушуль", "Табасаран", "Хив", "Касумкент", "Рутул". К северной группе ворсовых ковров относятся: аварские "Тлярата", кумыкские "Дженгутай" и "Казанище". На данный момент эта классификация немного устарела, и приемлема, в основном, к старым коврам, а не к современным. Сейчас не наблюдается такого жесткого орнаментального разграничения, и в Южном Дагестане в ковровых центрах производятся ковры любого рисунка.

Можно выделить общие закономерности композиции дагестанских ворсовых ковров, как, например, замкнутость композиции, наличие центрального поля, бордюра, нечетное количество кайм. Популярны ковры с такими традиционными рисунками как "Ерси", чью композицию связывают с с.Ерси; "Чере" или "Чаргюль", "Чир"ар"; "Сафар", местная трактовка которого связывает его происхождение с именем ковровщицы Сафар. Рисунок "Бурмы" или "Перебедиля" (по названию с.Перебедиль в Азербайджане) трактуется местными мастерицами как изображение двух противостоящих войск. Причем, один элемент может иметь разные названия: у одной мастерицы он называется "боевой слон", у другой - "улитка". "Тапанча" считается изображением рукоятей старинных кремневых пистолетов; "Мерхер" означает "сани"; "Патнуси" - от русского слова "поднос"; "Гасанкала" по названию крепости; "Джакул" означает "кукла", "Хорасан" - от названия древнего иранского города.

В советский период достаточно распространенным было создание тематических ковров, например, "В.И. Ленин" (1957 г., Дербентская ковровая фабрика); "Аврора" (1957 г., Дербентская ковровая фабрика); "Всадники революции" (1972 г., автор эскиза Шалумов Ш.А), "Дружба народов" (1972 г., автор эскиза Смирнова С.П.)..

В это же время появляются новые формы мелких ковровых изделий, выполняемых в ворсовой технике. Это разнообразные сюжетные коврики небольших размеров, покрывала для кресел и стульев, чехлы для подушек и т. д.

Третью, небольшую, но не менее интересную и разнообразную группу дагестанских ковров представляют собой войлочные ковры. Производство войлока относится к одному из древнейших промыслов и в настоящее время сохранилось в Дагестане, преимущественно, в предгорных районах северо-восточной части Дагестана и Ногайской степи. Однако, до недавнего времени войлочные ковры были неотъемлемой частью приданого невесты у аварцев, кумыков, лакцев. Для лакских войлоков "кийизов" характерны вваляные разноцветные орнаменты в виде перекрещивающихся полос и ромбов; у аварцев были распространены белые кошмы "буртина", заменяющие в свое время постельные принадлежности.

Изготовлялись войлоки следующим способом. Подготовленная шерсть ровным слоем укладывалась на циновку, разложенную на земле, сбрызгивалась горячей водой, разглаживалась руками. Затем мастерицы скручивали циновку в трубочку и начинали прокатывать ее от себя, надавливая на нее руками от конца пальцев до локтя, и налегая всей тяжестью корпуса.

Через 5-10 минут такой работы трубку развертывают, шерсть сбрызгивают еще раз горячей водой, свертывают другой стороной также вместе с циновкой и укатывают снова. К концу работы слой шерсти уменьшается до 1/8 первоначальной толщины. Перед окрашиванием войлок вымачивается в квасцах, затем погружается в горячий раствор краски. На приготовление ковра уходило 7-10 дней.

Наиболее популярными войлочными коврами в Дагестане до недавнего времени были т.н. "арбабаши" . Арбабаш изготовлялся из двух или нескольких войлоков, окрашенных в различные цвета: синий, красный, серый, фиолетовый и т.д. Войлоки обычно накладываются один на другой и по трафарету прорезается намеченный орнамент. Затем орнамент одного цвета вшивается встык в фон другого, в конечном счете, получается два арбабаша с одинаковым рисунком, но разного цвета. Шов прикрывается белой тесьмой, скрученной из простых ниток вручную. Узор на таких коврах всегда растительный, со сглаженными и плавными очертаниями. На некоторых арбабашах узор своей тонкостью и четкостью напоминает орнамент ювелирных украшений..

Особую роль играли войлоки в жизни ногайцев, ведущих до начала ХХ в. кочевой образ жизни.

Войлоки у ногайцев служили стенами юрт, натягиваясь на их деревянный остов, а внутри жилища - подстилками, заменяющими мебель. Широко войлок использовался для изготовления одежды, обуви и различных бытовых предметов - сумок, торб и т.п. Ногайские войлочные ковры "кийизы", в отличие от кумыкских арбабашей, выполнялись из натуральной неокрашенной шерсти (белой, черной, коричневой), по которой разноцветными шерстяными нитками вышивались традиционные орнаменты, отражающие космологические и эстетические представления народа. Иногда в орнамент вводилось изображение родовой тамги.

Очень широко в быту дагестанцев были распространены мелкие тканные изделия, вязаные носки и обувь, разнообразные вышивки. Для отдыха использовались разнообразные подушки квадратной и цилиндрической формы ("мутаки"), которые делались как из ковровой ткани, так и из золотого шитья. В горных условиях для переноски тяжестей очень удобными были переметные сумки "хурджины" и большие мешки "чувалы". Хурджины представляли собой прямоугольник с двумя карманами, чья изнаночная сторона обычно выполнялась в паласной технике, лицевая же часть была или паласной, как изнанка, либо украшалась сумашной вышивкой, либо выполнялась в ворсовой технике с ковровым рисунком. Иногда лицевая часть хурджинов украшалась вышивкой золотом и серебром, аппликацией на сукне. Края хурджинов украшались позументной лентой, плетеными кистями, серебряными монетками, разноцветными кисточками.

В килимной технике выполнялись сумки-"торбы". Кроме орнамента из гладких и узорных полос, сумки украшались антропоморфными фигурками, подобными фигурам на супрадуме. Верхние края у таких сумок обшиты красным сукном с вышитым растительным орнаментом.

Уже упоминавшиеся выше мешки - "чувалы" ткались из хлопчатобумажной или шерстяной нити светлых оттенков и украшались с лица сумашной вышивкой. От верхнего края этих мешков отходили петли или длинные кисти, за которые эти мешки держали. Кисти украшались цветными нитками. Для хранения постельных принадлежностей ткались большие сундуки -"мафраши", с ярким орнаментом из усеченных ромбов.

Для вьючных животных специально ткались попоны и наседельники. Дагестанские наседельники выполнены в ворсовой технике и украшены растительным рисунком. Непременной деталью дагестанского костюма была вязаная обувь, как уличная, так и домашняя. Домашняя обувь представлена в виде однотонных (аварцы, лакцы, даргинцы) или украшенных мелким орнаментов носков и "джурабов" (Южный Дагестан). Уличная обувь представлена вязанными сапожками с сильно загнутыми носами и высоким голенищем (бежтинцы), сапожками с небольшим загнутым носиком, украшенными вышивкой (бежтинцы), сапожками с высоким голенищем и скошенным широким носком и подъемом, плотно вышитым цветочным рисунком (цунтинцы). По вязаной обуви, ее орнаменту, в прошлом можно было определить, откуда пришел человек.