Шелкография - что это такое? Шелкография своими руками. Оборудование, краски, техника и метод нанесения шелкографии. Трафаретная печать. Шелкография Какая фабрика использует шелкографию

"Арт-Империя" одна из старейших фирм в России, занимающаяся шелкографией на ткани, одежде, футболках, пакетах, трафаретной печатью и нанесением логотипов с 2001 года!

Шелкография в России - это о Нас!

История шелкографии

Происхождение

Термин "шелкография" (serigrafia) этимологически состоит из двух корней: seri (с греческого: шелк) и grafia (с греческого: писание, изображение). Это означает, что происхождение названия относится к работе, связанной с декорированием шелка или с помощью него, на нём. Согласно традиции, шелкография возникла в Китае, как и все вещи, о которых не знают и поэтому относят их происхождение в далекие туманные страны.

Существующие гипотезы о китайском происхождении шелкографии, основываются на том факте, что шелк начали производить в этой стране за целых 1200 лет до новой эры. Нет, однако, свидетельств, которые могут с достоверностью это подтвердить. Более вероятно, что шелкография в этой стране не родилась, хотя бы потому, что шелк был вовлечен непосредственно в развитие шелкографии по крайней мере 2400 лет спустя.

Развитие в древности

Современная трафаретная печать не имеет практически ничего похожего на первоначальную технику шелкографии.
Согласно дошедших до нас исторических фактов шелкография, возможно, возникла недалеко от Средиземного моря, если точнее, то в области между Месопотамией и Финикией. Многие совпадения указывают на то, что хранителями шелкографии, которая тогда рассматривалась как искусство, были финикийцы.
Этот небольшой семитский народ, обитавший на узкой полосе земли, в Финикии, расположенной примерно на территории современного Ливана в восточной части Средиземного моря, жил между XIII и III веками до новой эры и был одним из великих мореплавателей античности. Финикийцы ходили за Гибралтарский пролив до Канарских островов, а на север до Великобритании. Кроме того, они плавали по всему бассейну Средиземного моря. Финикийцы занимались торговлей и использовали свои прибрежные города как порты для экспорта того, что они могли получить не только в результате собственного производства, а также и товаров, привезенных из достаточно далеких земель.
Финикийцы добывали из секрета железы одного моллюска пурпур - красное вещество для крашения тканей. Такое вещество сравнимо с пигментом, который впервые стали использовать финикийцы для окраски своих одежд. Шаг от окраски тканей к получению повторяющейся набивки был, с большой вероятностью, тем, что они смогли использовать его для получения дешевых промышленных изделий, продаваемых в широком масштабе.
Окраска таких тканей была не ручной, а ускоренно повторяющейся. Но как могли воспроизводить финикийцы повторяющуюся окраску тканей, когда в то время не было сведений об оборудовании, которое могло это позволить? Не будет рискованным предположить, что финикийцы на их торговых путях вступали в контакт с более далекими цивилизациями, обладавшими тогда более разнообразным производством и более сложными технологиями.
Тем самым, можно сделать предположение, что финикийцы или какой-то соседний им народ нашли способ воспроизводить рисунки на ткани, с помощью технологий, которые, конечно, ничего общего не имеют с современными, но представляют рождение "множительной системы", системы "повторения изображения".
Исходя из вышеизложенного, нужно рассматривать рождение шелкографии не как искусства, происходящего от печати по тканям - шелку или другим, а как технологию, базирующуюся на повторении относительно простых рисунков с помощью особых матриц, "штампов", на которые накатывалась краска с помощью тампонов, изготовленных из различных материалов.
Нельзя думать, что шелкография сразу же сделала шаг к раме, но можно предположить значительное упрощение процесса через примитивную печать с помощью "штампа".
Печать штампом, которая имела множество недостатков в первую очередь из-за недостаточного слоя пигмента, прежде всего при использовании на толстых и впитывающих тканях, претерпела значительные и интересные усовершенствования в последующие столетия.

Средневековье

Очень значительное улучшение метода произошло целых 18 столетий спустя - примерно в 1185-1333 г.г. в городе Камакура, бывшего тогда столицей Японии. В этом городе в указанный период процветали все виды искусства, включая печать: декорировались доспехи самураев и украшения для коней. Сначала для этого применялся обычный трафаретный метод. Затем было изобретено гениальное новшество: поскольку резерв изображения полученный только путем вырезания материала, не держал вместе весь рисунок, изображение вырезалось и наклеивалось на своего рода сетку, состоящую из нитей, сделанных из человеческих волос, натянутых на деревянную рамку. Таким образом, изображение держалось вместе во всех его частях, а присутствие тонких волос становилось незаметным, когда тампон, смоченный пигментом, прижимался к декорируемой ткани.
Многочисленные примеры японских трафаретов, сделанных из волос или тонких шелковых тканей, свидетельствуют, как шелкография стала все больше и больше принимать характерные черты, свойственные этому типу печати.
В Европе распространение метода, происходило главным образом в Англии и Франции, где примерно в 1750 году Жан Патильон начал выпускать обои.
Во второй половине XVIII века эта технология распространяется по всему миру. И особенно в Америке, где с помощью метода шелкографии декорировали мебель, стены, ткани и металлические изделия.
Ткань для "печатной рамы", изготовлявшаяся ранее из волос, стали делать из шелковых нитей и из кисеи, но это были ткани, с которыми было очень трудно работать.
Большой шаг вперед произошел в 1907 г., когда некий Симон из Манчестера запатентовал процесс трафаретной печати через шелковую ткань, которая гарантировала более высокую устойчивость к натяжению, большую стабильность размеров и использование резиновых валиков (в дальнейшем резиновых ракелей) для нанесения краски. Изобретение было каталогизировано под названием SILK SCREEN PRINTING (англ. = печатание шелковым ситом).
Поэтому название "шелкография" совсем недавнее. Современный вид трафаретная печать приобрела в 30-50-х годах XX века. С того времени методом шелкографии стали печатать подложки любого вида, от тканей до плакатов, от открыток до этикеток, вплоть до номерных знаков для автомобилей. Однако на практике чисто коммерческое использование процесса печатания привело к тому, что шелкография не рассматривалась как новое воплощение графики, как настоящий процесс печати, а имела по сути подчиненное положение, что заставляло предвзято считать ее второстепенным методом, специальным видом печати.
В настоящее время спектр применения этого способа печати очень широк, что связано со специфическими возможностями шелкографии. Сейчас трафаретная печать применяется не только в полиграфии, но и в текстильной, электронной, автомобильной, стекольной, керамической и в других отраслях промышленности.

Что же такое Трафаретная печать (шелкография)?

Трафаретная печать. Классификация различных областей и способов применения

Включает в себя все, что является плоской печатью на различных подложках, особенно на полиэтиленовых пакетах , а также на бумаге (бумажных пакетах) и картоне, формат печати не превышает 100x140см. Характеризуется обычно печатью на заказ изделий самого различного назначения, но всегда требуется очень высокое качество воспроизведения.


Аналогична предыдущей, но с плоской печатью больших форматов, превышающих 100x140см.

3) Печать на мелких предметах

Возможна печать на ручках, зажигалках, брелоках и других сувенирах. Для печати по круглым предметам используются ротационные полуавтоматы. Здесь ощутима конкуренция тампопечати, хотя изображение, сделанное шелкографией, более устойчиво к истиранию.


Это печать на ткани в бобинах, на отрезах техникой настольного печатания, механотекстильными, ковровыми станками, машинами с вращающимися цилиндрами. Речь идет об обширной отрасли, связанной с текстильной промышленностью. Текстильная печать представляет собой одну из разнообразных и важных отраслей экономики многих стран.

Печать на готовых изделиях, шелкография: печать на футболках , логотипах , на мелкие вещи и т.д., осуществляется с помощью машин, называемых "карусельными станками".


Связана с производством и обработкой металлов, анодированием, листовой штамповкой, травлением, обжигом и т. д.

Применяется в автомобильной отрасли и в производстве электробытовых приборов. Есть и особые случаи применения, например, печать на стеклянных изделиях, таких как бутылки.


Широко применяется в косметической, фармацевтической и в некоторых других отраслях промышленности.

Включает все, что сегодня может быть сделано трафаретной печатью в обработке электронных схем как общего пользования, так и профессиональных, многослойных, проводящих и т. д.


Охватывает все те применения, особые, дополнительные и специфические, которые не вошли в перечисленные выше группы.

Система технологий нанесения

Шелкография - это система технологий, которые позволяют наносить краску или пасту значительной толщины на множество подложек различной природы и теоретически безграничного размера.

Шелкография - это не одна технология, а совокупность нескольких применяемых технологий: технологии натяжения формных рам, технологии выбора наиболее подходящей ситовой ткани, эмульгирования печатных форм, использования многих возможностей печати, выбора краски, просушки специальным методом и много другого.
Действительно, толщина слоя краски, наносимой в трафаретной печати, не может быть сравнимой с толщиной слоя краски в других способах печатания. Офсетное клише наносит на мелованную бумагу слой краски от 1 до 2 микрон. В трафаретной печати идет от нормальных 10/12 микрон до 500 и более при многих нанесениях. Что касается многообразия подложек различной природы, мы можем назвать список из тысяч наименований материалов из пластика, стекла, металла, которые ежедневно появляются на рынке и ради которых шелкографы каждый день проявляют изобретательность, чтобы найти краску, подходящую для печати.
Форма запечатываемого материала также не слишком останавливает эволюцию трафаретной печати. Если не считать подложки сферические и вогнутые, запечатываемые с помощью тампона (хотя с помощью трансферной технологии можно было бы декорировать предметы плоские, цилиндрические, конические, воронкообразные, усеченной формы), любой необычный тип предмета ежедневно запечатывается шелкографами. Достаточно подумать, что кроме плоских листов печать наносится на авторучки, стаканы, тарелки, панели приборов, обои, часы, каминные полки, лобовые и задние стекла автомобилей, подносы, зонты и множество других предметов.
Наконец, что касается размеров: определить их как "безграничные", наверное, было бы преувеличением, но теоретический предел трафаретной печати очень высокий. Достаточно взять большую раму и натянуть на нее ситовую ткань. Есть шелкографы, которые ежедневно печатают форматы 9x4 м, а некоторые и того больше. Все это должно заставить размышлять о многогранности шелкографии и о тех трудностях, которые могут возникнуть при таком ее применении.
От этого лучше понимаешь, что шелкография - это слишком обширное ремесло, которое имеет разнообразные преимущества:
- простота процесса;
- оборудование, доступное по низкой цене;
- возможность печатать на материалах различного типа;
- значительная толщина наносимой краски и специфически шелкографическая яркость красок;
- долговечность запечатанных материалов;
- экономия при печатании маленьких и средних тиражей;
- особые решения, невозможные с помощью других способов печати, и, при равной стоимости, лучшее покрытие, яркость и устойчивость запечатанных материалов.

Преимущества и слабые стороны трафаретной печати

Основные правила и понятия шелкографии

Система методов трафаретной печати обладает некоторыми особенностями, которые ускользают при поверхностном анализе. Обычно думают о шелкографии как о процессе с незначительными характерными особенностями, простом, в котором достаточно использовать ситовую ткань и пропустить через нее краску.
Если бы был только вопрос прохождения через ситовую ткань краски, как через фильтр, шелкографией можно было бы считать также и прохождение чая через ситечко, фильтрование песка или же фильтрацию нечистот. В действительности же в шелкографическом процессе есть специфика, которая делает его уникальным. Принцип, по которому ракель выдавливает краску через ситовую ткань, достигая однородного и контролируемого прохождения, базируется на основном законе шелкографии: "Прохождение краски через отверстие ячейки ситовой ткани происходит контролируемым образом только тогда, когда возможно добиться тиксотропного эффекта посредством подходящего ракеля при корректном надавливании".
Это означает, что только при наличии фактора изменчивости вязкости мы сможем осуществить шелкографический процесс. Достаточно просто проверить прохождение через трафаретную форму других материалов, которые не являются шелкографическими. Сразу обратит на себя внимание, что прохождение не происходит правильным образом, что наблюдается тенденция к забиванию ячеек и материал не намазывается после прохождения.
Отдельный специфический разговор касается печати по текстилю, при которой не всегда достигается изменяемость тиксотропии, а только в отдельных случаях, поскольку не требуется выполнять печать с высокой степенью четкости изображения. Ткань ведет себя как промокательная бумага, поэтому шелкографический процесс получается частичным, без варьирования вязкости. Трафаретная печать остается привязанной к относительно простым правилам, однако это всегда правила. И ошибочно думать, что шелкография - это искусство.
Художественным является все то, что связано с уникальностью воплощения, оригинальностью и гением того, кто создает произведение искусства. Шелкография - это совершенно не искусство, а только и попросту, как и любая технология печати, это метод, или, лучше сказать, совокупность методов, определенных и точных, которые нужно знать и выполнять.
Итак, что же такое тиксотропия? "Тиксотропией называется способность жидкости менять свою вязкость при перемешивании или нагревании и возвращаться к первоначальной вязкости в состоянии покоя, когда заканчивается перемешивание, и к температуре, предшествущей перемешиванию". Тиксотропия - это тот процесс вынужденного изменения шелкографической краски, который позволяет ей проходить корректным образом с одной стороны ситовой ткани на другую в печатном клише и точно воспроизводить печатаемое изображение.
Давайте посмотрим, что же такое вязкость: "Вязкость - это количество внутреннего трения или сопротивления, которое встречают соседние слои жидкости при скольжении относительно друг друга". Также вязкость неправильно называют плотностью жидкости или же противоположностью текучести. Вязкость находится под непосредственным воздействием температуры, которая в шелкографическом процессе приобретает большое значение. Вязкость измеряется с помощью вискозиметров, среди которых упомянем вискозиметр Энглера, называемый некоторыми "бокалом форда", и вискозиметр Брукфильда, наиболее используемый в области красок.
Контролируемая изменяемость вязкости, которую мы определим как тиксотропию, позволяет краске легче проходить через ячейки ситовой ткани трафаретной формы, или клише, а также действует таким образом, что краска не склеивает вместе подложку и трафаретную форму и они отлично отделяются друг от друга со значительной скоростью. Когда процесс протекает некорректно, наблюдается явление, когда подложка не отделяется от трафаретной формы и остается приклеенной к ней краской.
"Явление, из-за которого краска при прохождении через ячейки ситовой ткани не может полностью отделиться от трафаретной формы и выступает в роли клеящего вещества между трафаретной формой и подложкой, склеивая их вместе, называется эффектом залипания".
"Эффект залипания" обнаруживается довольно часто и зависит от многих факторов. Эффект залипания может проявиться, когда:
- краска слишком вязкая или некорректно разбавлена;
- изображение расплывчатое и краска выходит за края желатина, из-за чего, оставаясь на нем, не удаляется полностью и склеивает трафаретную форму и подложку;
- краска слишком холодная, и тиксотропного эффекта не происходит;
- скорость печатания некорректна, возможно, слишком высокая, в зависимости от случая;
- разбавитель краски неподходящий и делает ее слишком липкой;
- подложка плохо сцеплена с плоскостью печати или разряжение вытяжной системы для листов имеет слабый напор;
- ситовая ткань плохо натянута, слишком мало ньютонов и очень маленькая возвратная сила;
- ракель слишком закруглен, из-за чего теоретическая линия смыкания слишком широкая;
- факторы среды, такие как статическое электричество, усиливают дефект.

Другое важное понятие присутствует каждый день в жаргоне шелкографов и представляет собой покрываемость краски: "Покрываемость краски - это ее способность препятствовать видимости на свету тона цвета, по которому произведена печать этой краской". Если, например, печатается белым по черному, то отличная покрываемость будет препятствовать видимости черного и будет виден только белый цвет. Если черный цвет останется частично видимым, то краска не будет плотно покрывающей. Понятие покрываемости, связанное с шелкографическими красками, в действительности напрямую связано с понятием матовости: "Матовость краски - это ее свойство не пропускать через себя световые лучи, и оно противоположно прозрачности". Очевидно, что понятия "матовость" и "покрываемость" по сущности одно и то же понятие. Они различаются только непосредственной ссылкой, которая в случае покрываемости относится к краске, тогда как матовость - понятие более общее. Очень важно знать те немногие законы, которые управляют методом шелкографической печати. В любой ситуации может быть очень полезным мысленно вернуться к основополагающим понятиям этого процесса, чтобы суметь вмешаться даже в те ситуации, которые могут показаться необъяснимыми.

Шелкография технология. Приведённая ниже информация не должна рассматриваться как прямое руководство к действию. Информация является обзорной, главная задача — донести некий минимум до тех, кто не представляет себе, что такое шелкография / трафаретная печать.

Так как в технологической цепочке существует много ключевых моментов, то настоятельно рекомендуем внимательно изучить литературу по данной тематике и проконсультироваться с поставщиками оборудования и материалов.

Шелкография технология. Трафаретная печатная форма

Технология шелкографии подразумевает, прежде всего, изготовление трафаретной печатной формы. Для изготовления, как правило используют алюминиевые жёсткие рамы.

Гораздо реже используют рамы-роллеры и деревянные рамы. Первые в силу относительной дороговизны, а вторые, деревянные рамы — самый экономичный вариант, но не самый лучший.

С помощью натяжных устройств растягивается специальная сетка из полиэстра или нержавеющей стали, затем сетку в растянутом состоянии приклеивают к раме.

На видео: показан процесс натяжения сетки на высококлассном натяжном устройстве SAATI TOP12.

Существуют также более простые и более дешёвые механические натяжные устройства. Некоторые печатники используют в качестве натяжных устройств рамы-роллеры, хотя они для этого и не предназначены. Если же их использовать по прямому назначению, то отсутствует необходимость в отдельном натяжном устройстве и клее.

На видео: процесс натяжения сетки на раме-роллер

После того, как сетка натянута и приклеена к раме, используя вещества, которые попадают под общее название «химия», сетку шерохуют и обезжиривают.

Наносим фоточувствительный слой — это фотоэмульсии или капиллярные плёнки.

В ракель-кювету наливают фотоэмульсию и наносят её с двух сторон сетки.

На видео: нанесение эмульсии с помощью ракель-кюветы.

На фото: сушильный шкаф для трафаретных печатных форм

При большой загрузке трафаретного участка используют сушильные шкафы, в которых помещается несколько стеллажей.

Следующий этап технологии трафаретной печати (шелкографии)- экспонирование. Экспонирование с цветоделённых плёнок происходит в экспозиционных устройствах с вакуумным прижимом, как правило, контактным способом.

На фото: экспозиционное устройство с точечным источником света

После экспонирования — проявка. Незасвеченные участки фотослоя растворяются в воде, засвеченные остаются на сетке. Проявка происходит на стендах, имеющих подсветку и не допускающих разбрызгивания.

На видео: показан процесс подготовки сетки перед нанесением фотоэмульсии, нанесение фотоэмульсии, сушка, экспонирование и проявка.

Трафаретная печатная форма готова. Количество печатных форм = количеству плёнок = количеству красок, которыми будет печататься дизайн. Необходимо отметить, что в большинстве случаев, трафарет можно удалить с сетки и нанести фотослой заново — т.е. изготовить новый трафарет (процесс называется «регенерация»).

На фото: так выглядит трафарет при увеличении

Из-за особенностей используемого оборудования печать разделяют на текстильную и графическую.

Шелкография технология. Текстильная трафаретная печать

Печать происходит на карусельных станках. В печатающих головках крепятся печатные формы, а на столы надеваются футболки. Краска продавливается через трафарет с помощью ракеля. На ручных станках печатаем первый цвет на всех надетых на столы футболках, затем второй цвет и т.д. На автоматических станках печать происходит одновременно на всех печатающих головках.

На фото: ручной карусельный станок для печати на футбоках

Когда же требуется действительно хорошая производительность, используются автоматические текстильные карусельные станки.

На фото: автоматический карусельный станок для печати на футболках

По направлению вращения столов устанавливается промежуточная сушилка — «подсушка». На ручном станке она размещается таким образом, чтобы подсушивать краску на одном столе, в то время, пока печатник печатает на другом. Используется она, когда не печатают «влажным-по-влажному», то есть, практически всегда. На автоматическом станке устанавливается, как правило, вместо печатающей головки.

На фото: промежуточные сушилки — «подсушки» используются при многоцветной печати

После того, как напечатан последний цвет, футболку снимают со стола и пропускают через туннельную конвейерную сушилку для окончательной сушки. Если производительность не нужна, то для окончательной сушки можно использовать промежуточную сушилку (плюс: заметная экономия средств, минус: существенная потеря производительности — в несколько раз).

Шелкография технология. Графическая трафаретная печать

Классический вариант — станок с одной печатной формой и столом, обеспечивающим вакуумный прижим изделия / дистовых материалов. Многоцветная печать осуществляется последовательно: печатаем первый цвет на некотором тираже, сушим, меняем печатную форму, печатаем следующий цвет и т.д.

Полуавтоматический станок трафаретной печати

В зависимости от используемых красок используются различные варианты сушилок. УФ сушилки используются для сушки красок, лаков и других материалов с УФ отверждением

Конвейерная УФ сушилка

ИК конвейерная сушилка с циркуляцией воздуха в туннеле — высокопроизводительная альтернатива стапельной сушилки (на фото: сушилка Turbo JetStar)

Стапельная сушилка — экономичный вариант для работы с сольвентными красками

Вместо заключения

Каждый тип перечисленного выше оборудования имеет различные варианты как в конструкционных особенностях и характеристиках, так и в цене. Поэтому, прежде всего, нужно определиться с задачами. Как минимум, это:

Вид печати (текстильная или графическая)
Максимальный размер печати
Максимальное кол-во цветов/красок
Максимальная производительность (например, оттисков/час, футболок/смену и т.д.)
Планируется ли полноцветная печать

Дополнительную информацию см. в разделе , в разделе часто задаваемые вопросы , а также в других разделах нашего сайта.

Сейчас весь этот процесс автоматизирован и доработан. Теперь замена трафаретов занимает от силы секунду. Просушка между слоями также занимает от одной до нескольких секунд, благодаря ультрафиолетовым лампам и закрепителям. Если раньше главным красителем являлся белок, то сейчас это самые современные водостойкие эмульсионные краски, которые не теряют свой цвет ни от солнечных лучей, ни после стирки.

Современное использование трафаретной печати

Печать на футболке происходит немного своеобразным способом, для чего нужны специальные краски. Им дают свободно пройти через ткань для печати рисунка и закрепиться на ней. В результате получаются яркие картинки, даже при больших тиражах. Но и времени процесс занимает больше. Даже просушка может занимать около получаса, в зависимости от толщины нанесённой краски.

Но в основном на футболки не наносят краски большими слоями, насыщенность картинки тут зависит от качества краски и как хорошо она закрепилась на ткани. И сейчас такие футболки пользуются большим спросом.

Сейчас, шёлк заменяют ситами. Что позволяет наносить краски на поверхность различными слоями, и полностью пропитывать ими ткань. При изменении расстояния между ситами, можно добиться даже того, что картинка будет чувствоваться при прикасании к ткани. Ярким таким примером являются визитные карточки, где содержимое порой можно прочитать на ощупь.

Оборудование


Оборудование для шелкографии очень компактное и сейчас находится в свободной продаже, как и все необходимые составляющие для печати. Всё это можно приобрести за небольшую цену. Главное то, что весь процесс автоматизирован. И от вас потребуется всего немного: заправить краску, выбрать нужный рисунок и его цвета, а так же правильно расположить вещь, на которую будет наноситься печать.

Оборудование бывает разным, в зависимости от того, на что наносится печать, как наносится печать, и самое главное, – какого качества. Конечно же, это влияет на цену. Компактное оборудование можно с лёгкостью расположить у себя дома и заниматься шелкографией на дому.

Так же можно приобрести оборудование для шелкографии в больших или средних тиражах. Но это оборудование дорогостоящее и занимает много место, к тому же оно очень трудно поддаётся настройкам, поэтому используется в основном в цехах.

При печати шелкографией стоит отчётливо понимать, какие расходные материалы необходимы для той или иной печати на той или иной поверхности. Для нанесения печати на ткани, к примеру на футболки, применяются краски, которые совершенно не подходят для печати на твёрдых поверхностях. Иначе краски расплывутся и получится не качественная картинка.

Печать шелкографией, печатаем по бумаге и ПВД, на пакетах, каталогах, визитках, обложках, папках. Наша типография находится в Москве и у нас дешево печатать любые тиражи. Шелкография — один из способов изготовления стильной, оригинальной, красивой полиграфической продукции. Печать шелкографией золотыми, серебряными, металлизированными, флуоресцентными красками из-за большой толщины слоя краски металлический эффект, красочность выше, чем при других видах печати, мы печатаем по бумаге и ПВД, на пакетах, каталогах, визитках, так же обложках и папках и др.

Может производиться на любой поверхности и бумаге любой толщины, которая помогает создавать уникальную продукцию, не похожую на другую. Например, популярная печать визиток на пластике производится только методом шелкографии. Шелкографию еще называют трафаретной печатью, так как в роли формового материала в этом случае используются сетки -тканевые или металлические. Этот способ печати шелкографией позволяет печатать не только на бумаге, но других интересных материалах.

Несколько фотографий визиток отпечатанных методом шелкографии, на фотографиях виден прозрачный уф лак который так же наносится шелкографией



Мы напечатаем для вас методом шелкографии самую разнообразную продукцию. Это стикеры и наклейки, пакеты, визитки, листовки, обложки для каталогов, календари и открытки и прочее.

Не сомневайтесь, профессиональная шелкография способна удовлетворить любые запросы, создавать качественные продукты. Наш приоритет – создание любой партии полиграфических изделий в любые сроки. Наша типография «MoscowBrand » изготавливает продукцию методом шелкографии для клиентов Москвы и Московской области. Мы ведем гибкую политику сотрудничества, предлагая нанесение рисунков и текста методом шелкографии по доступной цене.

Возможности шелкотрафаретной печати

Для того чтобы подробнее объяснить, как у нас получится сделать такую печать, расскажем о технологии шелкотрафаретной печати. В общем, это даже не одна техника, а совокупность нескольких. Так, в понятие «шелкография она же шелкотрафаретная печать» входят технология натяжения формы; выбор той ситовой ткани, которая подходит; эмульгирование печатных форм. А также прочие технологии, такие как выбор краски, просушка особым способом и т.д./p>

Фото нанесение шелкографии


Фото ручного станка для шелкографии


Фото карусельного станка для шелкографии


С помощью шелкографии можно нанести краску большой толщины на несколько тысяч видов подложек, таких больших, каких сможете представить.

— Насколько большая толщина краски? – спросите вы.

Мы заверяем вас, что толщина слоя, который наносится методом шелкографии, сложно сравнить с толщиной краски при других методах печати. Так, во время офсета на мелованную бумагу ложится слой краски до 2 микрон. При шелкографии (трафаретной печати) слой составляет от 10 до 500 микрон (все зависит от многих факторов).

Если же говорить о многообразии подложек, то заверим вас, что наши шелкографы назовут список из многих тысяч названий разных видов пластика, металла, бумаги, стекла. Каждый день наши специалисты работают с красками, чтобы найти ту, которая лучше всего подходит для печати именно на этом виде материала.

Краска для шелкографии


Компании, которые производят краски для шелкографии, небольшие, это маленькие промышленные фирмы (по сравнению с японскими производителями красок для офсетной печати). При этом они должны производить много разных принадлежностей, продающихся специфическим образом, ведь все зависит от материалов, на которые наносится трафаретная печать.

Теперь остановимся на форме запечатываемой подложки. Наши шелкографы смогут запечатать практически любой тип предмета (в общем, не приносили к нам в типографию тот предмет, который наши специалисты не смогли бы разукрасить методом шелкографии). Так, мы наносили уже печать на авторучки, часы, зонты, подносы и тарелки, стекла машин, панели приборов и другие предметы.

Секрет шелкографии достаточно прост. Процесс этот подразумевает технологию изготовления отпечатка через особый трафарет с использованием определенной краски. Печать этим методом позволяет нанести яркое, устойчивое к износу изображение на практически любой материал. При этом благодаря технической укомплектованности и владению особыми технологиями, типография «MoscowBrand » позволяет создать хорошие полиграфические изделия самого безукоризненного качества.

История шелкографии

Так сложилось, что большинство людей думают, что шелкографию изобрели в Китае. Это не так, так как шелк (который изобрели в Китае) в технологию шелкографии – трафаретной печати — был вовлечен через примерно 2000 лет после изобретения этого материала. Сама шелкография появилась примерно 800 тысяч лет до нашей эры. При этом современная печать трафаретным способом не особо похожа на первоначальную технику.

Если верить некоторым раскопкам, то шелкография возникла скорее всего в районе Средиземноморья, примерно между Финикией и Месопотамией. Скорее всего хранителем особенностей этого метода былфиникийский народ. Тогда этот способ переноса краски на какой-либо материал считался большим искусством.

Хотя возможно сами финикийцы переняли этот метод у других народов, исторических данных для этого вывода пока не хватает. Но это вполне могло быть. Ведь финикийцы были великими мореплавателями, занимались торговлей.

Финикийцы добывали пурпур из секрета железы моллюска, и именно это красное вещество, скорее всего использовалось для окраски тканей. Причем, как считают исследователи – археологи, окраска эта была не ручной, так как ткани были окрашены методом повторяющейся набивки.

То есть было предположение, что финикийский народ или же их соседи-партнеры из других стран нашли метод, по которому можно воспроизводить рисунок на материале. Технологии их, естественно, не имели ничего общего с современными способами печати, но именно их можно назвать первыми множественными системами повторения изображения.

Но при этом стоит рассматривать факт рождения шелкографии не искусство, которое происходит от печатания на тканях (шелку, льну и прочим), а как технологию, которая базируется на повторении простых изображений с помощью штампов, на которые тампонами накатывается краска. Тампоны же изготовлены из разнообразных материалов.

Примитивная печать с помощью штампов имела много минусов из-за недостаточного слоя краски. Если ее использовать на толстых тканях и впитывающих материалах, то нанесение будет не очень четкое.

Шелкография в Японии

В следующие столетия печатники сделали много шагов вперед. Так, значительно улучшился метод трафаретной печати в 1185 году. В городе Камакура, который был столицей Японии, процветали разные виды искусства, а с помощью печати декорировали самурайские доспехи. Вначале японцы использовали трафаретный метод. Затем изобрели гениальные новаторские технологии – резерв изображения, которые был получен методом вырезания материала, не держал весь рисунок вместе. Все изображение вырезали и наклеивали на сетку, которая состоит из нитей, сделанных из волос, которые были натянуты на деревянную раму. То есть изображение отпечатывалось, а сами волосы сетки не отображались, так как они тонки и тампон, который был смочен в пигменте, прижимался только к ткани.

Примеры японских трафаретов, которые сделаны из тонких тканей, свидетельствуют, что шелкография стала принимать те черты, которые мы сейчас видим в ее современных методах.

В 1907 году произошел глобальный скачек в этом плане. Так, практически неизвестный Симон из Манчестера запатентовал метод шелкографии через особую шелковую ткань. Этот способ был потрясающий – ткань была очень устойчива к натяжению, имела стабильные размеры. При этом методе можно было использовать резиновые валики (после – резиновые ракели) для того, чтобы нанести краску. Изобретение назвали SILKSCREEN PRINTING (печать шелковым ситом).

Так что название «шелкография» появилось совсем недавно, когда трафаретная печать приобрела современный вид. Случилось это в 30-50-х годах прошлого (20-го) века.

Шелкография на перламутровой бумаге маджестик, белила


Фото красивая ровная плашка шелкографией, бумага тачкавер


Фото поздравительной открытки, шелкография


С этого времени шелкография стала методом печати подложек любого вида, от плакатов до этикеток, от тканей и открыток, даже номерные знаки для машин! При этом такой полностью коммерческое использование шелкографии привело к тому, что этот метод перестали воспринимать как новую графику. Шелкография не стала настоящим процессом печати, имела как бы подчиненное положение, из-за этого ее считали второстепенным методом, особым видом печати.

Сейчас спектр использования этого метода печати большой, связан он со специфическими особенностями шелкографии. Трафаретная печать сегодня используется не только в для изготовления полиграфической продукции, но и в автомобильной, керамической и прочих отраслях производства.

Классификация видов шелкографии

Как широко применяется метод шелкографии, расскажем в этом разделе. Итак, шелкография используется для текстильной печати (набивке тканей). По сути это печать на бобинах, отрезах материи. Техника настольного печатания, механотекстильные ковровые станки и машины со вращающимися цилиндрами, используемые при набивке тканей, свидетельствуют о том, что это сугубо промышленный метод.

Текстильная печать на изделиях – это шелкография на футболках, мелких предметах одежды, которую предоставляют довольно много типографий города. Печать осуществляется с помощью «карусельных станков».

Печать на небольших предметах. Это декор ручки, зажигалки, брелока, прочих сувениров. Если предмет круглый, то в этом случае используется ротационный полуавтомат. Конечно, при печати на малых предметах ощущается конкуренция тампопечати, но при этом надо заметить, что изображение, нанесенное методом шелкографии, устойчиво к стиранию и более стойко.

Остановимся на собственно «трафаретной печати» подробнее. Трафаретная печать – это то, на чем специализируется типография «MoscowBrand ». Печать эта осуществляется на различных подложках, например, бумага, картон, ПВХ. Формат печати не больше одного метра на полтора и больше этого размера. В первом случае такая трафаретная печать называется мелкоформатной, во втором – крупноформатной. Этот метод применяется для печати тех полиграфических изделий, в которых нужно высокое качество исполнения.

Трафаретная печать бывает на табличках и металлах, по стеклу, на флаконах, на печатных платах. Также у полиграфистов есть термин и «дополнительная трафаретная печать». В этом случае это те применения, которые не были названы выше.

Печать шелкографией в не промышленных масштабах

Запад всегда задавал тон трафаретной печати. Так, шелкография никогда не была направлена в сторону большого рынка, такого как рынок бумаги. Она использовалась для печати на том, что не является бумагой.

Сейчас же методом шелкографии печатают все то, что требует более плотного слоя краски, чем при прочих методах печати, поэтому шелкографию используют для печати устойчивой к внешним воздействиям (царапины, брызги).

Шелкография имеет жесткие правила, которые объединяют разнообразные методы ее применения. Эти правила относятся к научным сторонам этой технологии, и часто они используются мастерами-шелкографами не как правила, а как секреты. Все шелкографы, в том числе и работающие в нашей типографии, мастера, которые приобрели опыт из практики. Сейчас нет ни учебников, ни школ, которые бы каким-то образом объединили все правила шелкографии в одном. Помимо практики наши мастера узнают о технологиях из публикаций поставщиков оборудования и красок, а также во время посещения выставок. При этом все равно все технологии шелкографии приходится испробовать на практике, так как каждый из специалистов имеет субъективный взгляд на происходящее: каждый шелкограф является носителем собственной привычки-особенности работы. Конечно, он будет ярым сторонником своей идеи, технологии. Получается, что даже на отраслевых выставках один специалист превозносит какую-то краску, другой ее отрицает. Или, например, источники света для экспонирования форм бывают очень разными: кварцевые лампы, натриевые, ртутные, йодные, металлогалогеновые лампы и прочие.

Понятия, используемые шелкографами

Из описания технологии, которое размещено выше, можно подумать, что главное в шелкографии – это прохождение краски через ткань. Однако если бы это было так, то шелкографией бы считали прохождение чая через ситечко или фильтрование муки. Так что уникальность процесса в другом – принцип, по которому краска выдаваливается через ситовую ткань, основывается на основном правиле – краска может проходить через отверстие ячейки только тогда, когда происходит тиксотропный эффект при подходящем ракеле при правильном надавливании.

Следовательно, только при факторе изменчивости вязкости мы производим шелкографическую продукцию. При прохождении через трафаретную форму иных материалов, которые не относятся к шелкографическим, сразу забиваются ячейки и окрашивание не происходит.

Что понимается под выражением «тиксотропный эффект»? Тискотропия – это способность жидкости изменять свою вязкость при нагревании или перемешивании и возвращаться к первоначальному состоянию, когда температура падает или перемешивание завершается. То есть тиксотропия в шелкографии – это вынужденное изменение шелкографической краски, позволяющее ей проходить правильным образом с через ткань в печатном клише и точно воспроизводить нужное печатаемое изображение.

В шелкографическом процессе многое значит температура. Именно с ее помощью специалисты контролируют проход через ячейки ткани трафаретной формы. Также вязкость помогает не склеивать подложку с трафаретной формой, и они хорошо отделяются одна от другой.Если же процесс некорректен, то подложку очень сложно отделить, она остается в приклеенном состоянии. Однако специалисты компании «MoscowBrand» — профессионалы своего дела, так что «эффект заликания» с ними не происходят.

При этом надо отметить, что такой эффект залипания происходит довольно часто, так как он может возникнуть от разных факторов. Например, краска может быть очень вязкая и разбавлена некорректным образом. Изображение может быть расплывчатым, и краска может выйти за края желатина, так краска склеивает трафаретную форму. Также эффект залипания может возникнуть если краска слишком холодна, а также потому, что скорость печатания не подходит, не подходит разбавитель краски или подложка плохо скреплена, плохо натянута ситовая ткань, ракель слишком закругленный и прочие ошибки.

Пакеты шелкография, упаковка

Шелкография создает отличные условия для изготовления сувенирной продукции, фирменную гравировку на текстиле, стекле и изделиях из других материалах. Шелкография – хороший метод создания рекламной продукции.

Например, одна из сфер товаров, в которой часто применяется метод шелкографии – это пакеты. Они востребованы у населения, смогут продвигать бренд вашей фирмы. А шелкография, нанесенная на пакеты на нашем оборудовании, хорошо держится, не меняет цвет – краски остаются яркими надолго.

На фото изображены бумажные пакеты отпечатанные методом шелкографией в нашей московской типографии

Красный горизонтальный бумажный пакет шелкография


Вертикальный бумажный пакет шелкография


Вертикальный бумажный пакет шелкография, краска белила.


Вертикальный бумажный пакет шелкография, яркий, красивый красный пантон 485С

Пакеты, изготовленные в нашей типографии методом шелкографии, при нужном подборе цветов, рельефности изображения смотрятся значительно презентабельнее и качественней стандартных обыкновенных полиэтиленовых мешочков.

Подарочные упаковки мы также производим методом шелкографии. И наши бумажные пакеты понравятся даже самым взыскательным клиентам: так, мы индивидуально работаем над дизайном иллюстрации на упаковке, продумываем цветовое решение, изготовляя очень прочные бумажные пакеты с прочно лежащей на них краске.

Стоимость шелкографии на бумажных пакетах отличается от стандартной печати в лучшую сторону.

Шелкография на визитках и наклейках

Современная шелкография пользуется популярностью у производителей одежды, компакт дисков, обуви, флагов. Но больше всего шелкография используется при производстве печатной продукции. Так, этим методом шекографии мы рекомендуем печатать визитки. Мы предлагаем изготовление таких визиток методом шелкографии срочно и дешево, на современном технологическом оборудовании, качественными красителями.



Изготовление шелкографией визиток, пакетов, каталогов позволит также проявить фантазию, создавая наиболее глубокие и насыщенные по цвету рисунки. Миллионы оттенков, интенсивность цвета методом трафаретной печати придадут продукции качества, такие как выразительность и способность долго держаться на бумаге.

Особенность печати типографии «MoscowBrand » заключается в возможности получения ровного красочного слоя с яркостью цветового решения. Наша компания применяет самые новые спецэффекты трафаретной печати (блестки, имитация резины, объемная печать).

Изготовление визиток на бумаге методом трафаретной печати очень выгодно при малых тиражах и при использовании фирменных цветов. Также шелкографию мы советуем использовать, если необходима печать на темной бумаге, так как краски для шелкграфии густые и матовые.

На визитках, созданных методом шелкографии, можно использовать постпечатную обработку – покрывать их лаком, использовать термоподъем, придавая им более презентабельный вид.

Можно использовать самую широкую палитру красок, какую только возможно. Это краски цветные, которые имеют возможность изменить толщину слоя краски на материале, дающую возможность достигнуть нужной интенсивности цвета. Наши специалисты используют кроющие белила, при этом получаются интересные эффекты графики, когда при нанесении белил на темную бумагу белила покрывают основу.

Лакирование при шелкографии

Как мы сказали, шелкография может позволить любую постпечатную обработку. Самая интересная область применения трафаретной печати для декора – лакирование.

Фото шелкография УФ лак


Фото шелкография УФ лак


Фото шелкография УФ лак


Уф лакировка в шелкографии

Шелкография может позволить сплошное лакирование, когда вся поверхность изделия покрывается с помощью лака. Лакирование защитит изображение от небольших повреждений, придавая изделию респектабельный вид. Матовый лак придает особую бархатистость.

Возможно также выборочное лакирование, когда нужно покрыть лаком только тот кусочек изображения, на который хочется обратить особое внимание. Так, можно придать усиление бликам, передавая блеск металла, драгоценных камней, а можно выделить иллюстрацию на странице или привлечь внимание к контактной информации.

Шелкография позволяет создать комбинацию из глянцевого и матового лака, лаков с матовым ламинатом. Можно применить также декоративное лакирование. Применяют множество добавок, которые включают в трафаретный лак. Возможно применить разные эффекты, цвет, блеск, радужный эффект. Добавки помогут изменить вид лака, придавая перламутровый блеск, а также тактичные ощущения. Таким образом, лак может сделать даже шершавым, как песок.

Типография «MoscowBrand» поможет изготовить любую полиграфическую продукцию методом шелкографии, создать любую надпись на сувенирной продукции, а также провести постпечатную обработку, например, лакирование.


Печать шелкографией - самая популярная и универсальная технология нанесения изображений на бизнес-подарки и промопродукцию. Этим методом логотип или другое рекламное сообщение можно нанести почти на любой материал - хлопок, нейлон, полиэстер, пластик, стекло, искусственную кожу, дерево и бумагу.

Шелкографию применяют для печати практически на всех видах промопродукции от футболок, ветровок, зонтов и сумок до брелков, зажигалок и упаковки из картона.







Технология шелкографии

Сначала на раму натягивают сетку, а на сетку наносят светочувствительную эмульсию. Затем к сетке прикладывается изображение и засвечивается специальными лампами, а остаток эмульсии смывается. Так создается трафарет. В процессе печати краска продавливается через отверстия в трафарете при помощи движущегося ракеля, разгоняющего краску по поверхности.

Когда изображение невозможно воспроизвести методом шелкографии, то есть напечатать сразу на изделии, его наносят шелкографией с трансфером: сначала печатают шелкографией на специальной бумаге, похожей на наклейку, а затем закрепляют на изделии с помощью термопресса. Этим способом печатают логотипы на текстильных изделиях: футболках, поло, рубашках, бейсболках, ветровках, а также сумках и мячах.

Видео: нанесение шелкографии на футболки и корпоративные подарки

Нанесение логотипов на подарки методом трафаретной печати

Шелкография на изделия из пластика, дерева, картона, искусственной кожи
(код нанесения SH)

На большинство предметов с ровной гладкой поверхностью изображение можно нанести прямой трафаретной печатью - ракелем через сетку. Таким образом печатают логотипы на упаковку, особенно на картонные и деревянные коробки, на плоские изделия из пластика, на папки из искусственной кожи.





Прямая и трансферная шелкография на текстиль: одежду, сумки, зонты
(коды нанесения B и D)

Шелкография на текстиль наносится либо прямой печатью - это удобно для крупных изображений и плоских поверхностей, например, при нанесении на спину футболки - либо шелкографией с последующим трансфером, когда напечатанный шелкографией на специальной трансферной бумаге логотип вырезают и припаривают термопрессом на рукав, лобную часть бейсболки, карман, клапан сумки и т.п. Подобным же образом, методом термопереноса изображения, печатают логотипы на мячи. Мы надуваем мячи перед нанесением, затем опять выпускаем воздух, чтобы упростить транспортировку.


















Шелкография с трансфером на шеврон и ленту, пришиваемые на изделие
(код нанесения CK)

На трикотажные, а особенно вязаные изделия из коллекции teplo° лучше всего пришивать шеврон с логотипом. В качестве шеврона мы рекомендуем тканевую ленту или мягкую шильду из ПВХ с печатью шелкографией и последующим термопереносом.


Преимущества нанесения прямой и трансферной шелкографии

  • разнообразие цветов и фактур;
  • печать как по плоским, так и по выгнутым поверхностям и изделиям сложной формы;
  • стойкое нанесение;
  • большая площадь нанесения;
  • низкая стоимость одного изделия при больших тиражах.

Разнообразие цветов и фактур

Трафаретная печать, или шелкография позволяет выбирать для рекламного нанесения самые разные краски как по цвету, так и по свойствам. Печать металлизированными, люминесцентными или флуоресцентными красками делает изображение еще более заметным. А вспененная шелкография создает эффект объемного нанесения.

Плашечные цвета (чистые цвета цветовой модели Pantone) получаются на изделии яркими и насыщенными. Для достижения максимального соответствия цветам Pantone изображение печатают на подложке.

Шелкографией можно наносить и полноцветное изображение, но этот процесс более трудоемкий и дорогостоящий. При этом добиться фотографического качества с помощью трафаретной печати не удастся, что связано с технологическими особенностями самого метода.

Печать как по плоским, так и по выгнутым поверхностям

Возможность наносить изображение на выгнутые поверхности и различные элементы сложной формы - основное достоинство шелкографии с трансфером. Именно этим методом печатают логотипы на бейсболках, карманах и клапанах сумок, рукавах футболок.

На нашем производстве есть специальное оборудование, позволяющее также наносить трансфер на мячи. Если одно и то же изображение необходимо печатать на нескольких секторах мяча, каждое место печати при расчете стоимости нанесения рассматривается как отдельное нанесение.

Стойкое нанесение

Нанесенное шелкографией изображение имеет высокую стойкость к истиранию, не выцветает, хорошо переносит стирку, поэтому изделия с печатью шелкографией так популярны среди заказчиков. Прочность нанесения зависит от типа краски и материала изделия, поэтому для разных предметов этот показатель индивидуален. В среднем для шелкографии на ткани при бережной эксплуатации часто стираемых изделий, например, футболок, изображение выглядит презентабельно около года!

Шелкография с термотрансфером - чуть менее стойкое нанесение, чем шелкография. При частой стирке, трении и сжатии наклейка может трескаться. Изделиям с таким нанесением требуется более бережный уход.

Большая площадь нанесения

На плоской поверхности можно напечатать изображение до формата А3, что особенно актуально для шелкографии на одежде - футболках, куртках, ветровках, толстовках и жилетах.

Технологические ограничения не всегда позволяют сделать печать шелкографией на пластике, стекле и дереве, из которых выполнена та или иная промопродукция. Возможность нанесения указывается в карточке конкретного товара.

Низкая стоимость единицы изделия при больших тиражах

Шелкография позволяет печатать даже небольшие тиражи, при этом экономически доступным такое нанесение становится при тиражах от 50 изделий, а выгодным - от 100.

Стоимость нанесения зависит в основном от количества наносимых цветов и тиража.
При печати на цветных изделиях подложка считается как отдельный цвет.

Цены на нанесение логотипа шелкографией

Как заказать изготовление шелкографии

Если вы хотите заказать нанесение логотипа шелкографией на нашем сайте, положите товар в корзину, оформите заказ и . Сайт предложит вам - она и возьмется за выполнение заказа.

Подробнее об оформлении заказов в «Проекте 111» вы узнаете в разделе « ». А в разделе « » можно получить ответы на часто задаваемые вопросы.