Замена кнопок вызова этажных на лифтах. Кнопка спасения. А.3.2 Устройство управления на этажной площадке

Большинство москвичей уже не могут представить свой дом без удобного средства передвижения — лифта..

На сегодняшний день в Москве замена лифтов проводится в рамках региональной программы капитального ремонта. Под замену попадают лифты, отслужившие 25 лет.

На сегодня это самый масштабный лифтовой проект в России. Однако при неправильной эксплуатации выйти из строя может даже новый лифт..

Как меняют столичные лифты: нормативы

В 2018 году в городе не должно остаться морально и физически устаревшего лифтового оборудования, то есть лифтов старше 25 лет. В первую очередь заменят оборудование с распашными дверьми и лифты в каркасно-приставных шахтах.

Срок работы лифта составляет 25 лет, после чего проводится диагностика и принимается решение, заменять лифт или продлевать разрешение на его эксплуатацию. Расходы на замену оплачиваются Фондом капитального ремонта города Москвы.

С начала реализации региональной программы капитального ремонта в 2015 году до конца текущего года Фондом капитального ремонта города Москвы будет заменено более 11 тысяч лифтов. Всего же с 2011 года полностью заменено более 24 тысяч подъемников. Только в 2017 году заменят свыше пяти тысяч подъемников более чем в 1080 домах.

Новые лифты должны отвечать современным требованиям безопасности, комфорта и энергоэффективности.

Новые кабины, которые появляются в московских подъездах, должны быть антивандальными: покрытие панелей позволяет легко смывать рисунки. Кнопки в таких лифтах нельзя вырезать или поджечь, а лампочки невозможно выкрутить. Новые модели лифтов более удобны и для людей с ограниченными возможностями. Номера этажей на кнопках обозначены символами системы Брайля и имеется звуковое оповещение о прибытии на этаж.

Более детально продуманы и вопросы безопасности. Например, фотоэлемент, который обнаруживает посторонний предмет и не даёт лифту закрыться, теперь расположен по всей высоте дверей.

Сроки установки оборудования для каждого здания индивидуальны. Если в доме до 12 этажей, то на установку уйдёт порядка 45-55 календарных рабочих дней, для домов от 13 до 17 этажей этот срок составит 55-75 дней.

Когда опасения небеспочвенны

Скрежет и дребезжание зачастую оказываются первыми симптомами поломки лифта. Это может быть вызвано старением деталей и деформациями. Со своими опасениями жители могут обратиться в управляющую компанию или ТСЖ и попросить проверить лифт.

Если же лифт начинает дёргаться, зависать между этажами и останавливаться заметно выше или ниже этажной площадки, то его дальнейшая эксплуатация небезопасна. Также он явно требует ремонта при залипании кнопок и мигании света.

От обращения до пуска: кто и как должен ремонтировать лифты

За состояние лифтов в столице теперь отвечают управляющие компании. Они заключают договор с фирмой, специализирующейся на обслуживании лифтов, и следят за выполнением работ. Самые крупные такие фирмы — ОАО «Мослифт», ООО «Практика», ООО «Подъём», ООО «Первая лифтовая компания» и ОАО «МОС ОТИС».

В случае внезапной поломки лифта из-за пожара, затопления, хищения, стихийного бедствия или вандализма проводится неплановый ремонт.

Описание повреждений и смета работ предоставляются подрядчиками в ТСЖ, ЖСК или управляющую компанию в течение одного рабочего дня. Далее об аварии уведомляется управа района и создаётся совместная комиссия для обследования лифта. По его результатам в течение трёх рабочих дней должен заключаться госконтракт, и только тогда начинается ремонт.

К аварийному ремонту относится замена одной или нескольких деталей: лебёдки или электродвигателя главного привода, гидропривода, привода дверей кабины, кнопочных постов, кабины и её составных частей, опорных роликов, дверей шахты и кабины, станции управления, устройств безопасности, преобразователя частоты, натяжного устройства, ограничителя скорости.

Чтобы исключить аварии из-за технического состояния, проводятся ежегодные технические освидетельствования, а также ремонт и плановое техническое обслуживание лифтов. Лифты последнего поколения оснащены микропроцессорными системами управления. Ежемесячно на них проводится технический осмотр, а специальный прибор позволяет электромеханику быстро анализировать состояние всей системы.

Отдельно платить за обслуживание лифтов жителям не надо. Эти расходы уже заложены в единый платёжный документ.

Куда жаловаться на неисправный лифт

Сообщать о неисправностях и посторонних звуках в лифте можно в диспетчерскую своей управляющей компании или ТСЖ. Определить, кто именно управляет домом, и узнать контактные данные можно через сайт «Дома Москвы».

Также можно объединиться с соседями и принести в офис письменные заявления. В таком случае сотрудникам придётся отнестись к проблеме жильцов более серьёзно.

Если управляющая компания затягивает сроки ремонта или вообще не реагирует на жалобы, то об этом стоит сообщить в управу района и Мосжилинспекцию. Пожаловаться можно через электронную приёмную или на личной встрече с начальником окружной инспекции. После рассмотрения жалобы Мосжилинспекция обяжет управляющую компанию устранить неисправности.

Стоит помнить, что управляющая организация отвечает за оказание всех услуг и за надлежащее содержание, безопасность и техническое состояние всего общедомового имущества (в том числе и лифтов) многоквартирного дома. За состояние кабины внутри (зеркала, чистота) и эксплуатацию лифта отвечает управляющая компания.

На прошлой неделе в Нижнем Тагиле в застрявшем лифте от дыма чуть не задохнулся мальчишка. Диспетчер не поверила его призывам о помощи, решив, что он хулиганит. Хорошо, что затлевший в шахте лифта мусор насторожил жителей подъезда, и они сами вызвали лифтёра. К счастью, мальчика успели вызволить, и он почти не пострадал. Однако ЧП заставило задуматься о том, как должна работать система диспетчерской связи в лифтах региона.

Спрос — с управляющей компании

Кнопка «вызов» есть в каждом лифте. Если кнопка исправна, то, нажав на неё, можно практически сразу услышать ответ диспетчера. Мне и самой однажды пришлось на неё нажимать — в своём подъезде. Диспетчер ответила, вызвала лифтёра, а пока он ехал, старалась нас успокоить, поддерживала морально и даже немного веселила. Так что мы не падали духом все 40 минут вынужденного заточения в лифте.

Диспетчерская на Сибирском тракте обслуживает около 2000 лифтов в Екатеринбурге. В ней всё автоматизировано: сигнал с кнопки «вызов» поступает моментально. Дальше диспетчер решает, как помочь гражданам... Фото: Алексей Кунилов.

Однако случай в Тагиле активно обсуждался в Интернете, и многие свердловчане писали, что кнопка «вызова» в их лифтах не работает. У кого-то её сожгли вандалы, а управляющая компания отремонтировать не удосужилась. У других кнопка просто заедает, и до этого тоже никому нет дела…

— В небольших компаниях, у которых под управлением небольшое число домов, в лифтах порядок, — считает директор екатеринбургской ТСЖ «Стачек, 70» Ольга Жбанова. — В этом случае и спрос с руководства ближе, и управляющая компания в силах держать под контролем небольшое число лифтов. К примеру, мы за пять лет работы обновили все 13 старых лифтов в своих домах. Сложности возникают, когда в управлении находятся сотни домов и тысяча, а то и больше, лифтов. Тут уж сами жильцы должны не зевать — чаще обращаться в свою управляющую компанию. Работа кнопки «вызов» в лифте — это же безопасность граждан.

Как заменить старый лифт на новый?

Уже 14 лет граждане платят деньги за капитальный ремонт жилья. Эти средства аккумулируются на лицевых счетах домов. Можно добиться, чтобы их направили на замену лифта в подъезде. Как?

  • Провести общее собрание жильцов подъезда и проголосовать за замену лифта. Надо, чтобы каждый житель поставил подпись под этим решением.
  • В управляющей компании выяснить, сколько средств накопилось на счетах жителей вашего подъезда и хватит ли их на замену старого лифта.
  • Если накопленных средств, собранных по статье «капитальный ремонт жилья», достаточно (должно быть не менее 1,7 миллиона рублей), стоит добиться замены лифта. В случае, когда собрание жителей подъезда проголосовало за это, в подъезде обязаны поменять лифт. Управляющая компания не реагирует на письма и заявления жильцов — надо обращаться за помощью в прокуратуру. Прокуратура принудит управляющую компанию поступить по закону.

Ответственность за работу лифтов и их исправность несут именно управляющие компании. Пожарные, МЧС их не проверяют. Проверяет Ростехнадзор — на соответствие российскому техническому регламенту. Но делает это по графику, о котором объявляет заранее на своём сайте. Конечно же, управляющие компании успевают подготовиться к таким проверкам и идеально отрегулировать выбранные к проверке лифты.

Кроме того, все лифты раз в год проверяют экспертные организации. Они выносят решение о безопасности и годности к эксплуатации этих технических средств. И если, к примеру, кнопка вызова сломалась сразу после проверки, то простоять сломанной ей придётся долго…

В «Специализированном предприятии Тагиллифт» «ОГ» рассказали, что компании, обслуживающие лифты, как правило, работают качественно. К примеру, почти все лифты в Нижнем Тагиле обслуживает как раз это предприятие, и жильцы на неисправность лифтов жалуются редко, до 10 раз за год. А вот созданные УК «карманные» фирмочки по обслуживанию лифтов — собственные структурные подразделения, которые самостоятельно создают и лицензируют — не располагают ни специалистами, ни необходимой техникой. Вот лифты и выглядят как бесхозные. То же происходит и в Екатеринбурге, и в других городах. Так что единственная возможность держать лифт в рабочем состоянии — это контролировать работу своей УК.

Диспетчер как психолог

По правилам использования лифта, со сломанной кнопкой «вызов» он работать не может. Обслуживающая лифт компания должна тут же обесточить шахту и срочно отправить на место ремонтную бригаду.

— О поломке кнопки мы узнаём мгновенно, — поясняет директор екатеринбургской компании «Отис-лифт» Сергей Ярков. На обслуживании этого предприятия — более 2000 лифтов, в основном, в Екатеринбурге, а также в Берёзовском, Верхней Пышме и Нижнем Тагиле. — Экстренный сигнал поступает в диспетчерскую, и на место аварии выезжают ремонтники.

Как выяснилось, диспетчера лифтобслуживающих организаций действительно могут вызвать «скорую» или полицию для тех, кто попросил через кнопку «вызов» помощи.

— Порой диспетчеры так и поступают — вызывают полицию, — рассказывает Сергей Ярков. — Они же не отсоединяются от связи, когда получают вызов. Бывали случаи, когда полиция в застрявшем лифте задерживала воров-домушников. И нажав в лифте «вызов», граждане могут просить о помощи. На связи в диспетчерской сидят живые люди и, по инструкции, они должны помогать жильцам. Так что кнопка «вызов» действительно работает как экстренная, просто об этой её функции мало кто знает.

Кстати, кнопка «стоп» в лифтах исчезла. Произошло это несколько лет назад — как раз по соображениям безопасности, чтобы никто не мог напасть на человека, остановив кабину между этажами.

По инструкции, диспетчер поддерживает застрявших в лифте граждан советами и разговором. Обязательно спрашивает о самочувствии. Если есть проблемы — вызывает медиков. И спастись в лифте от злонамеренных граждан — бандитов или насильников, нажав на «вызов», — тоже можно. Правда, в диспетчерской сидят обычные люди, без спецобразования, и особых требований при приёме на работу здесь не предъявляют. Конечно, кое-кто может проигнорировать просьбу о помощи. Как и случилось на прошлой неделе в Нижней Тагиле. Но это было грубое нарушение инструкции.

Важно!

В Свердловской области установлены 16 500 лифтов. 25 лет — установленный нормативными актами срок службы лифтов. По прошествии этого срока экспертная организация должна провести техническую диагностику устройства.

Раз в год экспертные организации проводят обследование каждого работающего лифта. Если после этого он продолжает эксплуатироваться — значит, лифт технически годен к использованию и безопасен.

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» (ОАО «ЩЛЗ») на основе аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 «Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 сентября 2009 г. № 326-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 4190-5:2006 «Лифтовая установка. Часть 5. Устройства управления, сигнализации и дополнительное оборудование» (ISO 4190-5:2006 « Lift (Elevator ) installation - Part 5: Control devices , signals and additional fittings »).

При этом дополнительные положения и требования, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации, выделены в тексте стандарта курсивом.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (пункт 3.5)

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Устройства управления, сигнализации и дополнительное оборудование

Lifts. Control devices, signals and additional fittings

Дата введения - 2010-07-01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к устройствам управления, кнопкам и сигнальным устройствам лифтов, учитывающим вид систем управления и условия использования.

Требования стандарта распространяются на устройства управления, сигнализации и поручень, которыми оборудуют новые лифты.

Стандарт может быть использован в качестве базы при модернизации находящихся в эксплуатации лифтов.

Стандарт не устанавливает требований на:

Лифты, имеющие внутреннее, наружное, простое смешанное управление;

Специальные устройства управления и сигнальные устройства для больничных лифтов, лифтов для пожарных, устройства управления голосом и экраны управления касанием;

Любые устройства для повышения провозной способности лифтов с автоматическими дверями (регулирование временных задержек, кнопки закрывания дверей, оптические средства контроля дверного проема и т.д.);

Дополнительные устройства, которые изготовитель может ввести для улучшения обслуживания пассажиров групповыми лифтовыми установками (например, такие сигналы как, «следующая кабина», «не стойте в дверном проеме»).

Настоящий стандарт может быть использован в качестве руководства при разработке и введении дополнительных сигналов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на:

4.1 Виды систем управления

4.1.1 Одностороннее смешанное собирательное управление при движении вниз

Вызов на этажных площадках регистрируется нажатием кнопок вызова, размещенных на каждом этаже. Если кабина свободна (стоит на каком-либо этаже и не имеет зарегистрированных приказов в кабине или вызов с этажей) или движется вниз, она будет направлена на наивысший вызов или ближайший вызов по направлению движения и затем на полученные этажные вызовы по ходу движения кабины на основной посадочный этаж. Приказы, отданные в кабине, регистрируются и выполняются в логической последовательности по направлению движения.

Эта система управления применяется, когда пассажиропоток между верхними этажами незначителен - пассажиры используют лифт для перемещения с основного посадочного этажа на требуемый этаж и с определенного этажа на основной посадочный этаж (при этом имеется не более одного этажа ниже основного посадочного этажа).

Система предусматривает установку на каждом этаже одной кнопки вызова и может применяться при одиночной или групповой установке лифтов.

При наличии более одного этажа ниже основного посадочного этажа применяется сочетание системы одностороннего собирательного управления при движении вниз и одностороннего собирательного управления при движении вверх для обслуживания этажей ниже посадочного.

4.1.2 Двустороннее смешанное собирательное управление

Эта система управления предусматривает установку двух кнопок вызова на каждом промежуточном этаже: одна кнопка для вызова кабины для поездки пассажира вниз, а другая - для поездки вверх. На крайних этажах устанавливаются по одной кнопке вызова.

Вызовы с этажей и приказы из кабины регистрируются и выполняются в логической последовательности по направлению движения кабины. Направление движения не изменяется до тех пор, пока не будет выполнен последний приказ (вызов), не требующий изменения направления движения. Такая система управления применяется при наличии междуэтажного пассажиропотока вверх и вниз, обслуживаемого одиночным лифтом или групповой лифтовой установкой.

4.1.3 Управление на этаж назначения

Описание управления на этаж назначения приведено в приложении .

4.1.4 Групповая система управления лифтами

Групповая система управления лифтами состоит из лифтов, имеющих общую систему выполнения вызовов с этажей.

Групповая система управления лифтами может оснащаться односторонним собирательным управлением при движении вниз, двусторонним собирательным управлением или управлением на этаж назначения.

Управление на этаж назначения, в котором используют наборные аппараты управления, описано в приложении .

4.1.5 Сканирующая система регистрации приказов в кабине

Сканирующая система регистрации приказов в кабине применяется в тех случаях, когда по каким-либо особым требованиям невозможно использование обычных систем управления.

Выбор этажа назначения осуществляется кратким или продолжительным нажатием одной или двух специальных кнопок (сканирующие кнопки вверх и вниз):

Сканирующая кнопка вверх предназначена для выбора этажа назначения выше этажа, на котором находится кабина;

Сканирующая кнопка вниз предназначена для выбора этажа назначения ниже этажа, на котором находится кабина.

Когда воздействие на сканирующую кнопку вверх или вниз прекращается на более чем 2 с, регистрируется в качестве приказа последний выбранный этаж назначения.

Сканирующие кнопки вверх и вниз располагаются в непосредственной близости или непосредственно над кнопками вызова персонала.

4.2 Устройства управления

4.2.1 Устройства управления на этажах

4.2.1.1 Одностороннее смешанное собирательное управление при движении вниз

Пост управления на каждом этаже оснащается одной кнопкой вызова (маркировки не требуется).

Если лифт обслуживает этажи, расположенные над и более одного под основным посадочным этажом, пост управления на основном посадочном этаже оснащается двумя кнопками вызова, маркированными символами ▲ и ▼ (см. таблицу , пункт , приложение ).

4.2.1.2 Двустороннее смешанное собирательное управление

На каждом промежуточном этаже пост управления оснащается двумя кнопками вызова, одна из которых маркируется символом ▲, а другая - символом ▼ (см. таблицу , пункт , приложение ).

На крайних верхних и нижних этажах пост управления оснащается одной кнопкой вызова, которая на верхнем этаже маркируется символом ▼, а на нижнем этаже - символом ▲.

4.2.1.3 Устройства управления для групповой лифтовой установки

Каждый этаж оборудуется постом управления с одной или двумя кнопками. Минимальное количество постов управления принимается:

Один для каждого из лифтов, расположенных друг против друга на общей этажной площадке;

Один на группу расположенных в ряд четырех лифтов (не более).

4.2.1.4 Кнопки (требования не распространяются на наборные аппараты управления в соответствии с приложением ).

К кнопкам постов управления на этажных площадках предъявляются следующие требования:

a) для регистрации вызова сила воздействия на кнопку должна быть не более 5 Н, а рекомендуемый рабочий диапазон силы воздействий на кнопку от 2,5 до 5,0 Н;

b) размеры рабочей поверхности кнопок:

При размещении на посту управления двух кнопок вертикальное расстояние между их рабочими поверхностями должно быть не менее 10 мм. Кнопки должны быть расположены одна над другой: кнопка с маркировкой ▲ должна быть верхней;

c) регистрация вызова должна подтверждаться визуальным сигналом. Допускается подтверждение регистрации вызова визуальным и звуковым сигналами, регулируемыми в пределах 35 - 80 дБА.

Допускается использование механического способа подтверждения регистрации вызова («залипающая кнопка») ;

e) рабочая часть кнопок должна визуально отличаться от внешней поверхности поста управления;

f ) внешняя поверхность поста управления должна контрастировать с поверхностью места его установки;

g ) при наличии маркировки размер любого символа должен быть не менее 15 мм.

Символы размещаются:

Слева от рабочей поверхности кнопок на расстоянии от 10 до 15 мм или

Симметрично относительно вертикальной оси поста.

4.2.2 Устройства управления в кабине

4.2.2.1 Пост управления (требование не распространяется на наборные аппараты управления по приложению )

Посты управления оборудуются следующими кнопками:

Одна кнопка на каждый обслуживаемый этаж (с маркировкой -2, -1, 0, 1, 2 и т.д.);

Одна кнопка вызова персонала желтого цвета с символом в форме колокольчика или одна кнопка с символом в форме колокольчика желтого цвета (см. таблицу , пункт , приложение ) или кнопка вызова с символом в форме телефонной трубки (см. таблицу , пункт , приложение );

Одна кнопка открывания автоматических дверей с символом ◄│ (см. таблицу , пункт , приложение );

Одна кнопка «стоп» (если необходимо по требованиям безопасности) красного цвета с надписью «стоп» (см. таблицу , пункт , приложение ) или с ореолом красного цвета с надписью «стоп»;

Одна кнопка закрывания автоматических дверей (если предусмотрена конструкцией) с символом │◄ (см. таблицу , пункт , приложение ).

Посты управления допускается оборудовать следующими кнопками:

Одна кнопка отмены приказов с надписью «отмена»;

Выключатель (например, тумблер) или кнопка включения вентилятора (при его наличии).

4.2.2.2 Кнопки (требования не распространяются на наборные аппараты управления по приложению )

К кнопкам поста управления в кабине предъявляются следующие требования:

a) требования, изложенные в , перечисления а), b), с) и е);

b) расстояние от уровня пола кабины до центра рабочей поверхности кнопок вызова персонала и открывания дверей должно быть не менее 900 мм;

c) нижняя кнопка приказа на этаж назначения должна располагаться над кнопками вызова персонала и открывания дверей. Расстояние по вертикали от кнопок вызова персонала и открывания дверей до кнопок приказов должно быть не менее 20 мм;

d ) размер любого символа должен быть не менее 15 мм.

Символы размещаются:

На рабочей поверхности кнопок или

Слева от рабочей поверхности кнопок на расстоянии от 10 до 15 мм при расположении кнопок более чем в два вертикальных ряда и одного горизонтального ряда;

Слева и справа от рабочей поверхности кнопок на расстоянии от 10 до 15 мм при расположении кнопок в два вертикальных ряда;

Симметрично относительно центральных осей рабочей поверхности кнопок на расстоянии от 10 до 15 мм при расположении кнопок в один ряд;

e) кнопка приказа на основной посадочный этаж должна идентифицироваться следующим образом:

Иметь рельефное изображение звезды на рабочей поверхности кнопки или рядом с кнопкой на расстоянии от 10 до 15 мм от нее (см. таблицу , пункт , приложение ) или

Быть зеленого цвета, выше всех остальных кнопок приказов на (5 ± 10) мм и иметь маркировку основного посадочного этажа;

f ) порядок расположения кнопок приказов должен быть:

Слева направо для одиночного горизонтального ряда;

Снизу вверх для одиночного вертикального ряда;

Слева направо и снизу вверх для многорядного размещения кнопок.

4.2.2.3 Размещение поста управления в кабине

4.2.2.3.1 Пассажирский лифт номинальной грузоподъемностью менее 450 кг

Пост управления размещается:

b) на боковой стенке кабины на стороне закрывания двери при оборудовании кабины дверью бокового открывания.

4.2.2.3.2 Пассажирские лифты с номинальной грузоподъемностью не менее 450 кг

Пост управления размещается:

a) на боковой стенке кабины при оборудовании кабины дверью центрального открывания;

b) на боковой стенке кабины на стороне направления закрывания двери при оборудовании кабины дверью бокового открывания;

c) на передней стенке кабины.

4.2.2.3.3 Лифты с кабиной, имеющей две двери (например, проходная кабина)

Требования, изложенные в 4.2.2.3.1 и 4.2.2.3.2, распространяются на обе двери.

4.2.2.3.4 Дополнительный пост управления в кабине

В кабине может быть установлен дополнительный пост управления, отвечающий требованиям , перечисления а), b), е) и f ).

4.3 Сигнальные устройства

4.3.1 Сигнальные устройства на этажных площадках

4.3.1.1 Управление на этаж назначения

Требования к сигнальным устройствам на этажных площадках для систем управления на этаж назначения приведены в приложении .

4.3.1.2 Виды сигнальных устройств

Две освещенные стрелки для лифтов с двухсторонним собирательным управлением и одна освещенная стрелка для лифтов с односторонним собирательным управлением, дающие информацию о направлении движения прибывающей на этаж кабины, размещаются над или около дверей.

На крайних этажах предусматривают по одной стрелке направления движения кабины.

При наличии неавтоматических шахтных дверей должна быть обеспечена визуальная информация для ожидающих на этаже пассажиров, что кабина прибыла на этаж или подходит к этажу.

Допускается дополнять визуальную информацию звуковым сигналом.

4.3.1.3 Требования к сигнальным устройствам

4.3.1.3.1 Звуковые сигналы

Уровень звука звуковых сигналов должен быть в пределах 35-80 дБА и с регулировкой уровня звука с учетом условий окружающей среды. Средства регулировки должны быть недоступными для пользователей.

4.3.1.3.2 Звуковые сигналы о направлении движения кабины вверх или вниз для двусторонней собирательной системы управления должны быть различны:

Для направления движения вверх сигнал звучит один раз;

Для направления движения вниз сигнал звучит два раза.

4.3.1.3.3 При использовании на этажных площадках сигнальных стрелок о направлении движения кабины они должны размещаться на высоте от 1,80 до 2,5 м от уровня пола этажной площадки с рекомендуемым углом обзора 140° ± 10°.

Минимальная высота стрелок – 20 мм.

4.3.2 Сигнальные устройства в кабине

4.3.2.1 Виды сигнальных устройств

В кабине могут быть предусмотрены визуальные (освещаемые) или визуальные и звуковые сигналы о местоположении кабины.

4.3.2.2 Требование к сигнальным устройствам

4.3.2.2.1 Визуальный сигнал о местоположении кабины размещается над постом управления в кабине или над дверью кабины. Расстояние от центра сигнального устройства, расположенного над постом управления, до пола кабины должно быть в пределах 1,6 -2,0 м.

Высота номеров этажей на указателе местоположения кабины должна быть не менее 13 мм, рекомендуемая высота - от 30 до 60 мм.

Цвет визуального сигнала должен контрастировать с окружающими элементами.

4.3.2.2.2 При остановке кабины речевой информатор (при наличии) должен сообщать номер этажа. Уровень звука речевого информатора должен быть регулируемым в пределах 35-80 дБА

4.3.2.2.3 Кабина лифта оборудуется одним устройством вызова персонала (системой двусторонней громкоговорящей связи).

4.3.3 Дополнительные сигнальные устройства

На этажных площадках может быть предусмотрен сигнал «лифт не работает» с минимальным диаметром 25 мм (см. таблицу , пункт 5, приложение ).

В кабине может быть предусмотрен светящийся сигнал «лифт перегружен» (см. таблицу , пункт , приложение ).

5 Поручень

Кабину рекомендуется оборудовать по крайней мере одним поручнем, установленным горизонтально, предпочтительно на той же стороне, где расположен пост управления. Размер части поручня, предназначенной для рук пользователя;

Должен иметь в периметре от 100 до 160 мм;

Должен иметь минимальный размер 25 мм;

Должен иметь максимальный размер 55 мм и

Не должен иметь острых кромок.

Поручень устанавливают на высоте от 800 до 950 мм от уровня пола кабины.

Расстояние между стеной кабины и предназначенной для рук пользователя частью поручня должно быть не менее 35 мм.

Приложение А
(справочное)

Специальные системы управления

А.1 Общие положения

При установке лифта в зданиях, где пользователи могут быть обучены правилам пользования специальными системами (например, в зданиях для офисов), могут применяться специальные системы:

a) наборные аппараты управления;

b) системы управления на этаж назначения.

В этом приложении приводятся требования только к вышеприведенным системам, которые заменяют или дополняют требования, приведенные в , , и .

А.2 Наборные аппараты управления

Формирование команды о направлении кабины на этаж, имеющий двухзначный номер, может выполняться при помощи различных алгоритмов. При этом пользователь должен получить информацию о том, что приказ зарегистрирован.

А.2.1 Общие требования

Ниже приведены требования, заменяющие требования :

а) размещение кнопок с номерами должно быть таким же, как и на телефонных аппаратах (см. рисунок А.1);

1 - точка; 2 - зеленая кнопка с рельефной маркировкой в виде звезды (кнопка основного посадочного этажа); 3 - рельефный символ минус: используется при подаче команды управления на этажи, расположенные ниже основного посадочного этажа
Рисунок А.1 - Наборный аппарат управления

b) для регистрации приказа сила воздействия на кнопку должна быть не более 5 Н, а рекомендуемый рабочий диапазон силы воздействия на кнопку от 2,5 до 5,0 Н;

c) размеры рабочей поверхности кнопок:

Расстояние по вертикали и горизонтали между рабочими поверхностями кнопок должно быть не менее 10 мм.

Для наборных аппаратов с наклонной передней панелью расстояние между кнопками может быть не менее 5,0 мм;

d ) Пользователь должен получать звуковой сигнал при каждом нажатии на кнопку.

Подтверждение регистрации команды должно обеспечиваться визуально и звуковым сигналом;

f ) рабочая часть кнопки должна легко идентифицироваться визуально;

g ) верхняя панель наборного аппарата должна контрастировать с соседними элементами;

Цифры/символы должны контрастировать с рабочей поверхностью кнопок;

i ) на рабочей поверхности кнопки с цифрой 5 должна быть точка диаметром 3 +0,5 мм, выступающая над рабочей поверхностью кнопки на 0,6-0,9 мм;

j) любые дополнительные символы следует выполнять рельефно с высотой рельефа не менее 0,8 мм, и они должны контрастировать с соседними элементами;

k) цифры и символы следует наносить на рабочую поверхность кнопок;

l) кнопка основного посадочного этажа, расположенная слева в нижнем ряду кнопок, должна быть зеленого цвета, быть выше других кнопок на (5 ± 1) мм и маркирована рельефной звездой (см. таблицу , пункт , приложение ).

А.2.2 Наборные аппараты поста управления в кабине

Требования данного раздела заменяют требования .

А.2.2.1 При использовании наборной системы управления в кабине пост управления должен быть оборудован:

Наборным аппаратом управления;

Одной кнопкой вызова персонала желтого цвета с маркировкой в виде колокольчика или одной кнопкой вызова персонала с маркировкой в виде желтого колокольчика (см. таблицу , пункт , приложение ), или кнопкой вызова с маркировкой в виде телефонной трубки (см. таблицу , пункт , приложение );

Одной кнопкой открывания автоматических дверей с маркировкой символом ◄│ (см. таблицу , пункт , приложение );

Одной кнопкой «Стоп» (в тех случаях, когда имеется требование для обеспечения безопасности) красного цвета с маркировкой словом «Стоп»;

Одной кнопкой закрывания автоматических дверей (в тех случаях, когда требуется) с маркировкой символом │◄ (см. таблицу , пункт , приложение ).

Посты управления допускается оборудовать следующими кнопками:

Одна кнопка отмены приказов с надписью «отмена»;

Выключатель (например, тумблер) или кнопка включения вентилятора кабины (при наличии).

А.2.2.2 Наборный аппарат управления в кабине должен отвечать следующим требованиям:

a) , перечисления а), b), с), d), е), f), g), i), j), k), l) и m);

b) центр рабочей поверхности кнопки вызова персонала и кнопки открывания дверей должен быть на расстоянии не менее 900 мм от уровня пола кабины. Это требование распространяется и на кнопку закрывания дверей;

c) кнопка основного посадочного этажа зеленого цвета должна быть на (5 ± 1) мм выше других кнопок с маркировкой рельефным символом в виде звезды (см. таблицу , пункт , приложение ).

А.2.2.3 Наборный аппарат управления, кнопка вызова персонала и кнопка открывания дверей, как правило, должны размещаться на боковой стене кабины.

А.3 Система управления на этаж назначения

А.3.1 Общая характеристика

Система управления на этаж назначения характеризуется следующим:

На этажной площадке пользователь с помощью аппарата управления подает команду - номер этажа назначения;

Сигнальные устройства на этаже и в кабине указывают, на каком этаже остановится кабина.

А.3.2 Устройство управления на этажной площадке

Устройство управления для регистрации этажа назначения должно соответствовать требованиям и , перечисления g) и h)

При использовании наборной системы управления она должна соответствовать .

Размещение аппарата для регистрации этажа назначения должно обеспечивать легкий доступ к нему пользователей.

Минимальное количество аппаратов для регистрации этажа назначения должно быть:

Один - для каждого из лифтов, расположенных друг против друга на общей этажной площадке;

Один и на группу, расположенных в ряд четырех лифтов (не более) при размещении аппарата управления в середине ряда.

А.3.3 Сигнальные устройства на этажной площадке

А.3.3.1 Сигнальные устройства около аппарата регистрации команды на этаж назначения

Выбор пользователем номера этажа назначения должен быть подтвержден визуальным или звуковым сигналом.

Это сигнальное устройство должно располагаться вблизи устройства управления для регистрации этажа назначения. Высота идентифицированного номера этажа должна быть в пределах 30-60 мм, цвет номера должен контрастировать с окружающими элементами.

Звуковой сигнал может информировать о кабине, которая будет выполнять зарегистрированную команду, и направлении движения кабины.

Уровень звука в зависимости от условий окружающей среды устанавливают в пределах 35-80 дБА. Уровень звука должен быть регулируемым.

А.3.3.2 На каждой этажной площадке визуальная или звуковая информация должна быть на каждом лифте, входящем в групповую установку, указывая номер назначенного лифта и направление его движения:

Визуальная информация должна быть размещена на высоте от 1,8 до 2,5 м от уровня пола этажной площадки с рекомендуемым углом обзора 140° ± 10°. Высота информации должна быть не менее 40 мм;

Звуковые сигналы должны быть в пределах 35-80 дБА Уровень звука должен быть регулируемым с учетом условий окружающей среды. Средства регулировки должны быть недоступны для пользователей.

Звуковой сигнал должен иметь такие же характеристики, как и на наборном устройстве управления или в кнопках приказов (при их наличии).

Дополнительная визуальная информация на аппаратах управления, идентифицирующая назначенный лифт и номер этажа, размещается на вертикальных элементах обрамления шахтных дверей с обеих сторон дверного проема.

Эта информация должна располагаться на высоте 1500 мм от уровня пола этажной площадки до центра символов.

Верхняя часть сигнального устройства должна содержать информацию о номере этажа с символом в виде звезды для основного посадочного этажа, нижняя часть устройства должна содержать информацию, идентифицирующую номер (обозначение) лифта.

Вышеуказанные цифры (символы) должны быть высотой 50 мм с выступающей рельефной маркировкой высотой (6 ± 1) мм и шириной (1 ± 0,5) мм и контрастировать с окружающими элементами (см. рисунок А.2).

Примечание - Визуальная идентификация этажа может быть применена на лифтах также в соответствии с .

Рисунок А.2 - Размеры символов

А.3.4 Сигнальные устройства и устройства управления в кабине

В кабине должно быть предусмотрено следующее:

a) сигнальное устройство о местоположении кабины (звуковое и визуальное):

Освещаемый визуальный сигнал должен быть размещен над постом управления кабины. Расстояние от центра визуального сигнала до пола кабины должно быть в пределах 1,6-1,8 м;

Высота номера этажа должна быть не менее 13 мм, рекомендуемая высота - в диапазоне 30-60 мм. Цвет номера индикатора должен контрастировать с окружающими элементами;

При остановке кабины речевой информатор должен объявлять номер этажа остановки. Уровень звука должен быть в пределах 35-80 дБА с регулировкой, учитывающей условия окружающей среды;

b) одна кнопка вызова персонала желтого цвета с символом в виде колокольчика или одна кнопка с символом в виде желтого колокольчика (см. таблицу , пункт , приложение ), или кнопка вызова, маркированная символом в виде телефонной трубки (см. таблицу , пункт , приложение );

c) одна кнопка открывания автоматических дверей, маркированная символом ◄│ (см. таблицу , пункт , приложение );

d) в кабине должна быть предусмотрена индикация номеров этажей назначения для этой кабины. По прибытии кабины на этаж номер этого этажа удаляется.

Символ в виде пятиконечной звезды (см. таблицу , пункт , приложение ) может быть использован для идентификации основного посадочного этажа.

В необходимых случаях может быть использовано специальное устройство для включения речевой информации.

Приложение В
(справочное)

Специальные требования

В.1 Область применения

Настоящие требования применяются для выполнения специальных требований.

В.2 Специальные требования на этажных площадках:

a) сила нажатия на рабочую поверхность кнопки вызова должна быть не более 5,0 Н;

b) минимальный размер рабочей поверхности кнопки вызова должен быть не менее 50´ 50 мм или диаметром не менее 50 мм;

c) регистрация вызова должна подтверждаться визуальным и звуковым сигналами, уровень звука которого должен быть регулируемым в пределах 35-65 дБА. Звуковой сигнал должен звучать при каждом нажатии на кнопку вызова, даже если ранее вызов уже был зарегистрирован. Характер этого звукового сигнала должен отличаться от других звуковых сигналов (например, сигнала о прибытии кабины лифта на этаж), а источник звука располагаться вблизи кнопки вызова;

d) расстояние любой кнопки вызова от пола этажной площадки должно быть не менее (900 ± 5) мм и не более (1000 ± 5) мм;

e) рабочая поверхность кнопки вызова должна визуально отличаться от лицевой поверхности кнопочного аппарата;

f) лицевая поверхность кнопочного аппарата должна контрастировать с окружающими элементами.

При наличии маркировки размер символа должен быть не менее 15 мм, символ должен быть рельефным с высотой рельефа не менее 0,8 мм и контрастировать с окружающими элементами.

Символ должен размещаться:

На рабочей поверхности кнопки или

Слева от рабочей поверхности кнопки на расстоянии от 10 до 15 мм, измеряемом от края рабочей поверхности кнопки до края рельефа символа.

В.3 Специальные требования в кабине:

a) должны выполняться требования В.2, перечисления а), b), с), е) и f);

b) ось нижнего ряда кнопок должна быть на расстоянии 900 мм от пола кабины;

c) размер любого символа должен быть не менее 15 мм, рельеф символа должен быть высотой не менее 0,8 мм, а сам рельеф располагаться на рабочей поверхности кнопки;

d) расстояние между краями рабочих поверхностей соседних кнопок должно быть не менее (10 ± 1) мм;

e) порядок расположения кнопок приказов (см. рисунки , , ) должен быть следующим:

При однорядном горизонтальном расположении кнопок приказов на этажи назначения они должны размещаться по возрастающим номерам слева направо. Кнопка открывания дверей и кнопка вызова персонала должны размещаться слева на посту управления кабины. При этом кнопка вызова персонала должна размещаться над кнопкой открывания дверей на расстоянии (10 ± 1) мм между рабочими поверхностями кнопок;

При двухрядном горизонтальном расположении кнопок приказов на этажи назначения они должны размещаться над и под центральной горизонтальной осью поста управления, как показано на рисунке . Кнопки вызова персонала и открывания дверей должны размещаться слева на посту управления кабины на его горизонтальной оси. При этом кнопка вызова персонала должна размещаться слева от кнопки открывания дверей на расстоянии (10 ± 1) мм между рабочими поверхностями кнопок;

f) для других исполнений постов управления в кабине должны выполняться требования .

Рисунок В.1 - Специальное размещение горизонтального поста управления в кабине (вид сбоку)


Рисунок В.2 - Пост управления в кабине при однорядном горизонтальном расположении кнопок приказов

1 - квадратные или круглые кнопки
.

Таблица D.1

Библиография

ИСО 7000:2004

Графические символы, наносимые на оборудование. Перечень и сводная таблица

(ISO 7000:2000)

(Graphical symbols for use on eguipment. Index and synopsis)

ИСО 80416-2:2001

Основные принципы разработки графических обозначений, применяемых на оборудовании. Часть 2. Форма и использование стрелок.

(ISO 80416-2:2001)

Basic principles for graphical symbols for use on eguipment. Part 2. Form and use of arrows

Ключевые слова : лифты, устройства управления, кнопки и сигнальные устройства

Театр начинается с вешалки, а ремонт квартиры — с лифта.

Рассмотрим некоторые секреты пользования грузовым лифтом. Почему секреты? Да потому, что в самых популярных лифтах Москвы и Московской области — Щербинского лифтостроительного завода — нет инструкции по пользованию лифтом. Указана только максимальная грузоподъёмность, а остальное — секрет.

Методом многочисленных проб и ошибок была создана следующая инструкция, которую я представляю Вашему вниманию:
Секрет 1-й :
У грузового лифта маленькая неподвижная створка — подвижна! Её можно открыть вручную! Для этого нужно поднять рычажок, находящийся между внешней и внутренней малыми створками на высоте примерно 1 м от пола. Затем, удерживая рычажок в поднятом положении, следует нажать на створку и сдвинуть её до упора.

Готово! Теперь максимальная длина перевозимых длинномеров увеличилась до 295см.

Но 3-х метровые оцинкованные профиля не проходят. Видимо это сделано умышленно, чтобы профилями не царапали кабину.

Листовой материал, правда не длиннее 220см. Но, всё-же лучше, чем 200.Также, без проблем можно загрузить металлическую дверь стандартного размера и многое другое.

Если поднять рычаг не удаётся, то это значит, что управляющая компания его заблокировала. Обычно так делают в домах, где уже закончились ремонты.

В этом случае можно заранее обратиться в управляющую компанию, чтобы они разблокировали дверь на день погрузки.

Секрет 2-й :
Постоянно закрывающуюся дверь лифта можно зафиксировать в открытом положении с помощью кнопки ОТМ . Иногда её никак не подписывают. Простое нажатие на неё возвращает дверь в открытое положение на несколько секунд. Но нам надо, чтобы она простояла открытой несколько минут.

Для этого удерживаем эту кнопку в нажатом состоянии в течение 8 секунд . (В некоторых моделях это время составляет 15 секунд). Заморгал индикатор — прекрасно! Мы своего добились. Если индикатор не реагирует — и такое бывает,- просто ждем несколько секунд. Если дверь не закрывается — все в порядке, задача выполнена. Если закрылась — пробуем проделать такое с какой-нибудь другой похожей кнопкой. Лично мне всегда удавалось.

Но учтите, что стоит Вам выйти из лифта, как блокировка двери тут же сбросится, и дверь благополучно закроется. Опытным путем установлено, что для удержания блокировки необходимо наличие груза в лифте не менее 40 кг. Цифра может меняться в каждом конкретном случае, но суть понятна.

Есть ещё один варварский способ блокировки двери — положить доску на порог лифта, чтобы закрывающаяся дверь упиралась в неё и возвращалась назад. Одна лифтерша сказала, что это приводит в конечном итоге к выключению лифта. Проверять как-то не захотелось.

С перегрузом всё ясно — загорелась лампочка, лифт не поедет.

Внимание! Далее шёл текст с рекомендацией: «На случай, если не успеваешь нажать кнопку открывания двери, — вставил ботинок в проем — дверь прижмет и отпустит. Колено или голень, а тем более руку вставлять не рекомендую — иногда прижимает вполне ощутимо.» Благодаря замечанию Романа, изложенному в комментарии от 25.10.13г., вношу поправку:

Перед тем, как попытаться остановить лифт рукой или ногой, не лишним будет проверить работоспособность датчика помех в дверном проёме. Проделывать это желательно с любым лифтом, с которым приходится иметь дело.

Почему? — Дело в том, что лифтом пользуетесь не только Вы, но и другие люди, в том числе и дети. И такая поломка датчика может иметь трагические последствия.

Так что, чем своевременней будет выявлена поломка, тем лучше для всех.

Сделать эту проверку очень просто, — достаточно поместить между закрывающимися створками какой-нибудь не ценный предмет, который не даст закрыться створкам хотя бы на пару сантиметров.

Если двери при этом не открылись, то следует немедленно позвонить в диспетчерскую службу и сообщить о поломке, и до прибытия ремонтной бригады не позволять детям пользоваться лифтом без присмотра взрослых.

В последних моделях лифтов встречаются оптические датчики, блокирующие закрывание дверей при наличии помех в проёме. Они бывают расположены посередине и по низу двери. Или же по всей высоте двери.

В этом случае достаточно закрыть рукой луч от датчика, и дверь остановится.

И даже во время движения, если закрыть этот датчик, то лифт остановится на ближайшем этаже, откроет дверь и будет ждать, пока вы не выйдете из него. Только после того, как вы вышли, можно вернуться обратно и нажав кнопку нужного этажа продолжить движение.

С оптическими датчиками также связан 5-й секрет.

Секрет 3-й :

Есть ещё одна проблема, с которой можно столкнуться: одному человеку бывает невозможно вызвать грузовой лифт. Приедет вместо него пассажирский, едешь на нём на первый этаж, там на индикаторе смотришь на каком этаже находится грузовой, едешь туда, выходишь из лифта, нажимаешь кнопку вызова — опять открывается пассажирский. Посылаешь его на первый этаж — он пустой не хочет ехать. Что называется, «приехали».

Тут предлагаю 2 выхода из ситуации:

1-й — Иметь всегда в запасе мешок с боем бетона, весом 40кг. Его ставишь в пассажирский лифт и отправляешь на другой этаж, вызвав после его отъезда грузовой. (Не забыть потом забрать этот мешок). Если приехал опять пассажирский — послать его «подальше», а то эти лифты где не надо — «умные» — высчитывают, какой быстрее доедет,- тот и приедет.

2-й — Отъехать на этаж выше или ниже, а потом пешком вернуться и вызвать лифт. Открыться должен ближайший.

В некоторых моделях лифтов срабатывает ещё 3-й способ:

Зайти внутрь пассажирской кабины, нажать кнопку ОТМ и удерживать её 8 секунд. Лифт должен перейти в погрузочный режим, о чём сообщит индикатор, или просто перестанет закрываться дверь.

Далее, нужно умудриться и, не выходя из кабины, дотянуться до кнопки вызова лифтов. Если при этом грузовой лифт вызвался, о чём сообщит индикация или просто будет слышно, что он поехал, то нужно его дождаться, не выходя из кабины пассажирского лифта. Если не поехал — то этот способ здесь не пригоден.

Секрет 4-й :

Для ускорения закрывания двери во многих лифтах есть кнопка >|<. Там, где её нет, можно попробовать повторно нажать кнопку нужного Вам этажа. В некоторых лифтах это действие приводило к нужному результату.

Секрет 5-й :

В последнее время всё чаще лифты стали оснащать оптическими датчиками дверной зоны. Если в момент закрывания двери Вы или Ваш стройматериал попадёт в зону действия датчика (рядом с плоскостью двери), то дверь не будет закрываться. Иногда не сразу сообразишь в чём дело, а индикация срабатывания бывает не информативной.

Ещё один способ удержания двери лифта в открытом состоянии — загородить датчик любым предметом. Например — заклеить малярным скотчем. После погрузки скотч убрать и можно ехать.

В некоторых домах элит-класса лифты работают по схеме: три лифта пассажирских — один грузовой.

Грузовой лифт в этом случае настраивается на автоматическое открывание двери, после приезда на нужный этаж. То есть, лифт приехал, дверь открыл и уже больше самостоятельно не закроет.

Это очень удобно для погрузки-разгрузки. Единственный минус — лифт после разгрузки так и останется стоять на вашем этаже, если вы не отправите его на первый этаж нажатием соответствующей кнопки. В отличие от других лифтов, он, даже не загруженный, — всё-равно поедет.

И там, на первом этаже, он всегда находится с открытой дверью.

Сделать это необходимо, хотя бы из вежливости к другим жильцам — вызвать грузовой лифт они уже не смогут. Придётся им ехать сначала на первый этаж, смотреть, на каком этаже грузовой лифт, ехать на ваш этаж, пересаживаться в грузовой лифт и ехать на свой этаж. Что, согласитесь, немного огорчает.

В заключение добавлю, что располагать груз нужно посередине лифта, чтобы нагрузка была равномерной. Соблюдать чистоту и порядок — даже не напоминаю.

Помогу сэкономить СВДН (силы, время, деньги и нервы)! С вами был Станислав Плиточкин.

40 комментариев

    Вот только ничего нельзя засовывать в закрывающийся лифт — при неисправном датчике может сначала закусить, а потом и поехать. А такое бывает.

    Здравствуйте! Спасибо за ваши «Секреты». У меня вопрос: как быть, если грузовой лифт не поднимает человека весом 42 кг, все время ждать пассажирский? Буду благодарна за ответ.

  1. Очень годная статья. Я, работая в свое время грузчиком, знал прикол с рычажком в маленькой створке, и на меня ребята смотрели как на БОГА.
    А ещё имхо — полное мудачество делать одну кнопку вызова на пассажирский и грузовой лифты (считанные разы видел раздельные), из-за этого и приходится совершать описанные здесь танцы с бубном.

    Еще одно замечание про удерживание лифта путем блокировки дверей без оптических датчиков.
    Во время переезда брата у нас закрылся лифт с вещами после 5 или более (не помню уже) блокировок рукой. Ну просто не успели в очередной раз руку подставить.
    Пришедший лифтер объяснил, что там сработало какое реле, которое настроено на определенное количество «застреваний» дверей. Сказал больше так не делать, а пользоваться кнопкой ОТМЕНА в лифте или кнопкой для открытия дверей.

    oздравствуйте спасибо за советы я не зрячий человек у меня в доме пасажирский лифт фирмы отис скажите пожалуйсто можно ли от регулировать закрывание двери так чтобы на посадку было больше в ремени спасибо пришлите ответь на имеил пожалуйсто [email protected] и ещё почему после приезда лифта он не сразу открывается спасибо письмо из питера

    • Здравствуйте, Сергей! Должен признаться, я не специалист по лифтам. Эта инструкция создана мной на основе эмпирического опыта пользования различными лифтами. Могу предположить, что все современные лифты оснащены регулируемым таймером закрывания двери, а уж тем более Отис. В любом случае, Вам лучше обратиться в обслуживающую компанию, — они и разъяснят всё, и сделают то, что Вам нужно. На gmail ответ продублировал.

  2. Если приехал лифт, но продолжать жать кнопку вызова приедет второй.

    Обнаружил случайно (сломался грузовой на моём этаже, со злости жал минуту (ребёнок в коляске), приехал второй.
    Потом проверил — вызвался и грузовой, когда стоял пассажирский.

    Грузовой лифт должен приезжать по двойному нажатию кнопки вызова — это заложенно практически во всех современных лифтах. Если этого нет — вполне вероятно что номера лифтов в группе надо менять и все будет работать. Также если грузовой не приезжает — надо на пассажирском уехать выше грузового — и грузовой сам спустится на первый — автоспуск называется. Если пассажирский не хочет ездить пустой по приказу — значит у него подключен датчик 15 кг. — можно с механиком договориться, и он отключить этот датчик — и лифт будет принимать приказы.

    А доски в дверь дожить точно ненадо — после восьмого реверса дверей — скорее всего лифт встанет с ошибкой. Ошибка так и называется восемь реверсов….

    • Чтобы отключить погрузочный режим, достаточно освободить лифт и вернуть в исходное положение выдвижную маленькую створку. После этого лифт должен сам включиться и большая створка закроется. Если этого не произошло, нужно попробовать нажать кнопку первого этажа. Лифт должен закрыться и уехать. Если и после этого двери не закрылись, то, скорее всего, произошло отключение лифта по причине срабатывания ошибки многократного реверса. В этом случае нужно вызывать специалиста из обслуживающей компании.

      • Ага, сегодня проверил. Если лифт освободить, режим отключится. Но мы обшили лифт фанерой, поэтому груз в кабине теперь есть всегда. Поэтому помогает отправить лифт на соседний этаж.
        Спасибо.

  3. Добрый день у меня такой вопрос, в моем доме лифт установлен KONE 1т. на 16 человек, вопрос в том как его перевести в режим погрузки очень нужно большое спасибо!

    • Добрый день, Сергей! К сожалению, про эту модель лифта ничего не могу сказать. Опыта работы с ними у меня не было. Если изложенные выше способы не подходят, попробуйте обратиться в обслуживающую компанию, Вам могут дать ответ по телефону.
      Буду Вам благодарен, если поделитесь найденным решением!

    У нас недавно поставили лифты ЩЛЗ, новые, только вот кнопки «ОТМ» нету, когда ошибаешься кнопкой этажа, то приходится ехать на ненужный этаж. Можете ли подсказать, как мне отменить выбранные этажи, заранее спасибо!

    • Если честно, то про такое в первый раз слышу…
      Навскидку могу предложить следующий способ:
      во время движения лифта нажмите кнопку ближайшего по ходу этажа. На нём лифт остановится и откроет дверь. В этот момент выйдите из лифта и снова зайдите. Неправильно выбранный этаж должен сброситься. Нажимайте свой и продолжайте движение.

    Спасибо за советы! А вообще,с вызовом грузового лифта проблема и разработчики,коль используются микропроцессоры,могли бы например,запрограммировать кнопку вызова на долгое нажатие,чтоб пришел грузовой.А так все это бездарно.Мы с женой часто ездим на великах и каждый раз бегать по этажам как-то не очень.Может для экономии так сделано?

    «Если приехал лифт, но продолжать жать кнопку вызова приедет второй.
    Обнаружил случайно (сломался грузовой на моём этаже, со злости жал минуту (ребёнок в коляске), приехал второй.
    Потом проверил - вызвался и грузовой, когда стоял пассажирский.»
    В нашем случае это не прокатывает.

    «Зайти внутрь пассажирской кабины, нажать кнопку ОТМ и удерживать её 8 секунд. Лифт должен перейти в погрузочный режим, о чём сообщит индикатор, или просто перестанет закрываться дверь.

    Далее, нужно умудриться и, не выходя из кабины, дотянуться до кнопки вызова лифтов. Если при этом грузовой лифт вызвался, о чём сообщит индикация или просто будет слышно, что он поехал, то нужно его дождаться, не выходя из кабины пассажирского лифта.»
    А вот это получилось,большое спасибо!

    Живу в новостройке, дому 3 года. В подъезде один грузовой лифт, работает всегда исправно. Сегодня зашла в подъезд, табло показывает 9 этаж, только что впереди меня поднялись соседи с 9 этажа, отношения с которыми недоброжелательные.Нажимаю кнопку вызова, а она не реагирует и не загорается. Вопрос: Можно ли нажатием на какие нибудь кнопки в кабине заблокировать кнопку вызова или возможно ли отключить электропитание помимо машинного помещения?

    Лифтёры сказали, что нажимая кнопку » Отмена» в лифте, кнопки вызова на других этажах перестают реагировать на нажатие. Сама пока не проверяла.


  4. Грузовой лифт начинает движение после 3-5ти кратного открытия и закрытия дверей. ЧТО ДЕЛАТЬ. И ещё кнопка вызова диспетчера не работает.КАК быть?

    • Такое бывает с Щербинскими лифтами. Конечно, пользоваться таким лифтом нельзя. Нужно срочно вызывать механика и постараться не впускать в лифт никого, (особенно детей), до прихода мастера. Если кнопка вызова диспетчера не работает, нужно попытаться найти номер телефона диспетчерской. Он бывает написан на стенке лифта, или на информационном стенде в подъезде. Если есть смартфон, то можно посмотреть в интернете, забив адрес. Ещё один вариант,- позвонить в Управляющую Компанию или председателю ТСЖ,- они тоже могут помочь связаться с диспетчером. Вообще, если вы живёте или часто оказываетесь в гостях в доме с лифтом, то полезно сохранить в телефоне эти контакты.

  5. Доброго времени суток. Тема старая но актуальна во все времена. У меня следующая проблема в доме связанная с ожиданием лифта. Картина следующая: подходя на первом этаже к лифту, нажимаю на кнопку вызова, поднимаю глаза на индикаторы, вижу пассажирский лифт стоит на 2-ом или на 3-ем этаже, грузовой с пассажирами уже едет с 16-ого в низ на первый, пассажирский же не пытается приехать, т.к. другой лифт и так едет на первый. А он еще как назло останавливается на промежуточных этажах, что бы вошли еще пассажиры. Как добиться что бы маленький лифт приехал, не смотря на грузовой???

    • Приветствую, Дмитрий! Согласен, проблема актуальная. Готового решения у меня нет. В отдалённой перспективе, уверен, что-нибудь придумают. На сегодняшний же день могу предложить перепрограммировать лифты на программу, описанную в конце статьи, где грузовой лифт нужно отправлять вниз принудительно. Если жильцы в подъезде адекватные, то он всегда будет на первом этаже стоять с открытой дверью. Нужно срочно ехать, пожалуйста, езжай, но только не забудь его потом отправить на первый этаж. Правда, в этом случае, уезжая с верхнего этажа, возможно придётся подождать, — ведь если пассажирский лифт занят, то грузовой по вызову уже не приедет.

      • Нет, у нас просто 2 лифта. Один стандартный, другой грузовой. При вызове с любого этажа едет ближайший, но если а каком то лифте уже нажата кнопка первого этажа, то другой уже туда не поедет. Пример из опыта, тестили с соседом: «Петя» на 16 этаже нажимает в лифте на первый этаж, то он спускается на лифте подхватывает по пути всех, то так же вызвал лифт на своем этаже, с утра, когда все соседи идут на работу, а я только возвращаюсь к примеру с прогулки с собакой, приходится ждать, пока один лифт спускается с 16, останавливаясь на 15,10,7,4,3 этажах, когда второй лифт тупо стоит на 2-ом.

    Как испортить или отключить грузовой лифт? Дело в том, что у нас квартира смежная с грузовым лифтом, а он очччень шумный. У пассажирского и грузового лифтов отдельные кнопки вызова. Пассажирыто и дело нажимают на оба сразу всегда. Каждый раз вызывают оба лифта (на всякий случай!). Попытаться поговорить с ними, с комендантом или вывесить объявление-просьбу не дало результатов. В доме маленьке дети, которые просыпаются ночью от шума лифта. Хочу его незаметно отключить или сломать. Как можно это сделать???

    • Вопрос интересный. Никогда об этом не задумывался. Может, для начала, попробовать прикрепить над кнопками вызова грузового лифта таблички с вежливой просьбой не вызывать лифт в ночное время?

Изучением кнопок в лифте среднестатистический человек занимается только когда он застрял. Конечно, есть и более дотошные личности, внимательно изучающие мир вокруг. Если спросить у них, они многое нам расскажут… Например, ответят на вопрос, какие кнопки есть в лифте 🙂

Статья содержит:

Разновидности кнопок

По назначению кнопки можно разделить на две категории: выполняющие отправку на выбранный этаж и функциональные. Первая группа – это необходимый минимум, имеющийся практически в любом лифте. Исключением окажутся только старые, музейные экспонаты и, напротив, самые современные модели, встречаемые в крупных IT-компаниях.

Функциональные кнопки – это клавиши открытия и закрытия дверей, отмены последней команды, вызова диспетчера и ряд других. Они имеются не в каждом лифте, хотя значительно облегчают пользование устройством.

Функциональные кнопки и их секретное обозначение

Вместо громоздкой подписи на функциональные кнопки наносится простая пиктограмма. Простые стрелочки, направленные друг к другу означают закрытие дверей. Направленные в противоположные стороны – их открытие. Кнопка вызова диспетчера чаще всего помечается небольшим звоночком. Отмены последней команды – красным знаком «СТОП» или словом «ОТМЕНА».

Такая маркировка проста и понятна, но многие ей пренебрегают. Так, если в лифте есть только две функциональные кнопки, скорее всего, красная означает «СТОП», а другая – вызов диспетчера.

Материал кнопок

Для изготовления кнопок раньше использовался пластик, однако современные антивандальные конструкции предполагают использование металла. Помимо защиты от намеренного повреждения такие запчасти для лифта отличаются еще и большей износостойкостью. Посчитайте сами, как часто в многоквартирном доме нажимают на кнопки. Счет идет на сотни и даже тысячи нажатий. Чтобы выдержать это и не стереться со временем, используется прочная нержавеющая сталь.

Панель, в которую крепятся кнопки, также делают из стали, нанося поверх легко моющееся лакокрасочное покрытие. За прочной пластиной скрывается сложная электрическая схема, управляющая перемещением устройства

Дублирование кнопок в лифте

В некоторых конструкциях функциональные кнопки дублируются и помещаются в два ряда, один ниже другого. Нижний ряд в таком случае нужен для работы в аварийном режиме: поворотом специального ключа активируется возможность перевозки пожарных. Пока ключ вставлен и провернет, открытие и закрытие дверей выполняется только вручную, по нажатию клавиши.

Кнопки в «умных» лифтах

Крупные IT-компании почему-то не любят стандартные лифты. В офисах Google, Mail.Ru и ряда других российских и международных гигантов кнопки внутри лифта отсутствуют, за исключением вызова диспетчера. Нужный этаж выбирается на планшете, закрепленном перед входом в лифт. Открытие и закрытие дверей регулирует датчик присутствия. Иногда имеется также функция голосового управления.

Такие инновации, конечно, пока сложны. Однако сделать лифт «умным» можно и проще: например, облегчив жизнь слабовидящим людям нанесением дополнительных обозначений шрифтом Брайля.

  • SGEC

    Shanghai Gaipu Elevator Co., Ltd

  • SGEC

    Пассажирский лифт

  • SGEC

    Пассажирский лифт

Функции пассажирского лифта

  • Стандартные функции. Стр. 1
  • Стандартные функции. Стр. 2
  • Дополнительные функции
  • Привод переменного напряжения и частоты Скорость вращения двигателя может быть точно настроена для получения ровной кривой скорости при пуске лифта, движении и остановке, а также для достижения комфорта.
    Управление переменного напряжения и частоты двери Скорость вращения двигателя можно точно отрегулировать, чтобы получить более точное и чувствительное открытие /закрытие дверей.
    Независимая работа Лифт не отвечает на внешний вызов, а реагирует только на команды из кабины через переключатель
    Автоматическое движение без остановки Когда кабина переполнена пассажирами или нагрузка равна заданному значению, кабина будет автоматически передавать сигнал о высадке, чтобы сохранить максимальную эффективность при движении
    Автоматическая корректировка время открытия двери Время открытия двери может автоматически регулироваться в зависимости от разницы между вызовом с площадки или вызовом из кабины.
    Повторное открытие дверей с площадки Во время закрывания дверей, для повторного открывания двери нажмите кнопку вызова
    Экспресс закрытие двери Когда лифт останавливается и открывает двери, нажав кнопку закрытия дверей, дверь сразу закроется
    Остановка кабины и открытие дверей Лифт тормозит и выравнивается, дверь открывается только после полной остановки лифта
    Кнопка отмены команды При нажатии неправильной кнопки этажа в кабине, двойным непрерывным нажатием той же кнопки можно отменить команду
    Прямая остановка Она полностью согласуется с принципом расстояния без замедления при выравнивании. Данная функция значительно улучшает эффективность при движении
    Фотоэлементы защиты Во время открывания и закрывания двери, инфракрасный свет, который охватывает всю высоту двери, используется, чтобы определить безопасность положения, как пассажира, так и прочих объектов
    Назначенная остановка Если двери лифта не открываются на нужном этаже по какой-то причине, в таком случае лифт едет до следующего этажа
    Остановка при перегрузе Когда кабина перегружена, подается сигнал и лифт останавливается на том же этаже
    Противостопорная защиты Лифт останавливается из-за скользящего тягового троса
    Защита управления пуска Если лифт не движется в течение определенного времени после пуска, работа лифта останавливается
    Режим тестирования Когда лифт находится в режиме тестирования, кабина движется в толчковом режиме
    Самовыявление неисправностей Контроллер может записать 62 последние неисправности, чтобы как можно быстрее механики могли удалить неисправность и восстановить работу лифта
    Границы подъема и отпускания Устройство эффективно предотвращает от резкого подъема и отпускания лифта, когда он находится вне контроля. Это приводит к более безопасному и надежному движению лифта
  • Повторяющее закрытие дверей Если дверь лифта не закрывается по причине каких-либо препятствий, двери будут открываться и закрываться до устранения препятствий
    Защита от превышения скорости при движении вниз Когда лифт движется вниз быстрее в 1,2 раза номинальной скорости, это устройство автоматически отключает сеть, останавливает работу двигателя
    При превышении скорости Если лифт продолжает двигаться вниз на превышение скорости в 1,4 раза номинальной скорости, для остановки задействуются предохранительные щипцы в целях обеспечения безопасности.
    Устройства защиты от превышения скорости при движении вверх Когда лифт движется вверх в 1,2 раза быстрее номинальной скорости, устройство автоматически замедлит или остановит движение лифта
    Инновационная кнопка «micro-touch» Инновационная кнопка «micro-touch» используется как кнопка вызова на рабочей панели в кабине и как кнопка вызова с посадочной площадки
    Индикаторы этажа и направления на площадке На этажной площадке показывается этаж и текущее направление движения
    Аварийное освещение кабины При сбое в напряжения в электросети автоматически включается аварийное освещение кабины
    Толчковый режим При аварийных ситуациях, кабина движется на низкой скорости в толчковом режиме
    Пятисторонняя оперативная связь Связь кабины лифта, верхней части кабины, машинного помещения, шахты и диспетчера происходит через портативный приёмопередатчик
    Сигнальный звонок При чрезвычайных ситуациях, непрерывно нажимая кнопку звонка выше рабочей панели кабины, в верхней части кабины срабатывает электронный сигнальный звонок
    Индикаторы этажа и направления в кабине В кабине показывается этаж и текущее направление движения
    Возврат при пожаре При пуске переключателя на основной посадочной площадке или на экране монитора, все вызовы отменяются. Лифт сразу направляется к месту аварийной высадки и автоматически открывает дверь.
    Автоматическое отключение освещения кабины Если нет вызова или сигнала команды в определенный промежуток времени, вентилятор и освещение кабины автоматически отключаются в целях экономии энергии
    Централизация управления Лифт может быть вызван к основной посадочной площадке (после окончания движения) при помощи кнопочного переключателя и автоматически выполняет команду
  • Дополнительные аккумуляторы При сбое в питании заряжаемые батареи обеспечивают питание лифта. Лифт движется к ближайшей площадке для высадки
    Предотвращение неисправностей При небольшой нагрузке лифта, при возникновении более трех команд, все команды отменяются, чтобы избежать ненужных остановок
    Заблаговременное открытие дверей Когда лифт замедляется и переходит в зону открытия дверей, то двери автоматически открываются для повышения эффективности перевозок
    Контроль группы лифтов Когда три или более лифтов одной модели находятся под контролем во время их работы, автоматически выбирается лифт, наиболее подходящий для ответа. Это позволяет избежать повторных остановок лифта, снижает время ожидания и увеличивает эффективность движения
    Двухуровневый контроль Два лифта одной модели одновременно реагируют на сигнал вызова через компьютеризованное диспетчерское управление.

    На какую кнопку лифта нажимать?

    Таким образом, это сводит время ожидания к минимуму и увеличивает эффективность движения

    Работа лифта в пиковое время В пределах установленного рабочего времени, движение вверх от площадки посадки очень частое. Для удобства работы в пиковое время лифт постоянно через компьютеризованное диспетчерское управление отправляется к посадочной площадке.
    Время бездействия лифта В рамках заданного непикового времени, лифты постоянно отправляются на верхний этаж для удобства работы в непиковое время
    Увеличение времени открытия дверей При нажатии специальной кнопки в кабине, двери лифта остаются открытыми на определенный период времени
    Голосовые сигналы в кабине При прибытии пассажира на место голосовой сигнал в верхней части кабины объявляет о прибытии
    Голосовой информатор Когда лифт прибывает, голосовой информатор сообщает пассажирам соответствующую информацию
    Вспомогательный пульт управления Он используется в грузовых лифтах и лифтах с большим количеством пассажиров, чтобы больше пассажиров могло использовать кабину
    Пульт управления для лиц с физическими недостатками Это удобно для пассажиров в инвалидных креслах, и пассажиров с проблемами со зрением
    Интеллектуальная служба вызова Команды вызова кабины могут быть заблокированы или подключены через специальный программируемый код
    Функция контроля интеллектуальной карточкой Все площадки могут принимать сигнал команд только через интеллектуальные карточки после авторизации
    Удаленный мониторинг Удаленный мониторинг и контроль лифтом выполняется через модем или телефон. Это удобно для заводов и сервисных подразделений, чтобы своевременно узнать об условиях движения каждого лифта и своевременно принять соответствующие меры
    Удаленный контроль Движение лифта может осуществляться самостоятельно в соответствии с конкретными требованиями через пульт управления
    Видео наблюдение в кабине Установленная камера в кабине позволяет контролировать поведение пассажиров в кабине лифта

Лифтовая панель

В современных зданиях обойтись без лифта практически невозможно.

Какой кнопки не найти на пульте кабины современного лифта?

Это один из главных элементов комфорта и практичности жилого или коммерческого помещения. При организации лифта необходимо подобрать множество модулей и технических элементов, среди которых важное место занимает лифтовая панель. Кнопочный или сенсорный механизм служит для ввода необходимых данных для управления передвижением лифтовой кабины.

Особенности и разновидности современных лифтовых панелей

Данный элемент системы управления лифтом дает пользователю возможность выбрать необходимый этаж и управлять дополнительными функциями лифта. Обязательными элементам панели являются кнопки с обозначением этажей, вызова диспетчера, аварийной остановки лифта. Также могут быть кнопки управления скоростью подъема, работой климатической системы и прочими современными функциями.

Основные требования к лифтовой панели следующие:

    простота ввода данных для использования лифта;

    безотказность в работе всех основных функций панели;

    антивандальное исполнение, сохраняющее внешний вид и функциональность панели;

    защита от несанкционированного демонтажа устройства;

    обеспечение связи с диспетчером или вызова аварийной службы;

    нормальная работа всех функционирующих кнопок для управления лифтом.

Большинство лифтовых панелей выполняют стандартные функции, но могут быть также подъемные механизмы со специальными возможностями. Это лифты для инвалидов или подъемники в больницах, на предприятиях и в других коммерческих или общественных зданиях. Функционал панели, а также место и тип ее монтажа зависят от особенностей эксплуатации лифта в каждом конкретном случае.

Монтаж и обслуживание лифтовых панелей

Панель управления лифтом – это элемент, с которым взаимодействует каждый пассажир. Поэтому износ является неизбежным процессом при активном использовании лифтовой системы. Необходимо проводить регулярное обслуживание панели, чистку кнопок от различных загрязнений, которые влияют на работу контактов.

Монтаж панели управления лифтов следует производить профессионально, соблюдая следующие этапы:

    подбор панели в соответствии с созданным проектом лифтовой системы;

    подключение каждой функции лифта к конкретной кнопке управления;

    тестирование работы лифта с созданной системой;

    физический монтаж панели в корпусе лифта с гарантией качества;